На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

5 декабря 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Жесткая позиция РФ по сирийскому вопросу может смягчиться — вопрос только в цене

Комментирует Валерий Соловей,

доктор исторических наук, профессор МГИМО

Ближневосточный базар

Ведет ли Москва торг с Западом по сирийскому вопросу? И если ведет, то что пытается заполучить?
Ближневосточный базар 28 июня 2012
Очевидно, что после прихода к власти в Дамаске нынешних мятежников Сирия станет самым антироссийским государством на планете, даже если Москва по тем или иным причинам сейчас даст слабину в защите Асада. Нынешняя Ливия на этом фоне будет казаться Южной Осетией. Русские в Сирию уже не вернутся. Вряд ли в руководстве РФ этого не понимают. И все же торг по сирийскому вопросу, похоже, ведут. Что же Кремлю так нужно получить от Запада?

 

Пока международные посредники обсуждают политическую судьбу Башара Асада, над Дамаском нависла новая угроза. Турция намерена не оставлять без последствий инцидент с уничтожением сирийскими ПВО своего самолета F-4. К сирийско-турецкой границе стягиваются турецкие войска, в том числе танковые соединения. Вряд ли Анкара готова начать с Сирией полномасштабную войну, тем более без санкции своих союзников по Североатлантическому альянсу. По крайней мере, сейчас. Но демонстрация силы со стороны одной из мощнейших армий региона — плохой знак для Асада.

Спецпосланник ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан предложил в качестве выхода из сирийского военного тупика формирование «правительства национального единства», в которое должны войти как оппозиционеры, так и представители нынешнего режима, за исключением тех одиозных фигур, которые могут подорвать миротворческие усилия. К числу последних относится, понятное дело, и действующий президент Башар Асад.

Специалистами-востоковедами данная инициатива уже беспощадно раскритикована ввиду ее неосуществимости: сам Асад не захочет добровольно исключить себя из сирийской политики, а оппозиционеры никак не захотят его в этой политике видеть в каком-либо качестве. Оппозиции нужно, чтобы Асада постигла судьба как минимум Мубарака, а желательно — Каддафи.

Интересно освещение позиции России по предложению Аннана. Сперва западные дипломаты говорили о том, что РФ приняла этот план, что означает отказ официальной Москвы от поддержки сирийского режима. Однако позднее глава МИД РФ Сергей Лавров указал на то, что Россия никогда не соглашалась и не согласится на «какое-то вмешательство извне или навязывание рецептов». Это же, по словам российского министра, касается и судьбы Башара Асада.

Позиция Москвы по Сирии считается «жесткой» и «принципиальной». К ней наши власти привела позорная геополитическая «разводка» в Ливии: голосовали за бесполетную зону, а получили широкомасштабное вмешательство НАТО в гражданскую войну на стороне повстанцев. Да и интересы РФ в Сирии весьма обширны: от военно-морской базы в Тартусе до прокладки по территории страны нефтепроводов. Куда более обширны, чем в Ливии.

Отстранение правящего режима в Дамаске будет означать крах всех российско-сирийских проектов. Можно без преувеличения сказать, что после прихода к власти нынешних мятежников Сирия станет самым антироссийским государством на планете, даже если Москва по тем или иным причинам сейчас даст слабину в защите Асада. Слишком долго и слишком открыто мы поддерживали Дамаск, слишком рьяно Дамаск бравировал нашей поддержкой, слишком укоренилось в сознании миллионов сирийцев тождество Москвы и Дамаска, Путина и Асада.

В качестве наглядного примера можно вспомнить Ливию. Хотя в Ливии Россия никаким образом не поддерживала Муамара Каддафи, скорее наоборот, оказала повстанцам помощь, санкционировав в Совбезе натовские бомбежки. Новые ливийские власти — это, по сути, власти антироссийские. Уже потому, что повстанцы знали: большинство россиян — за Каддафи.

Антироссийский градус в Сирии будет по понятным причинам куда выше.

Тем не менее в дипломатии дыма без огня не бывает. Раз появились многочисленные утечки о смягчении позиции РФ по сирийскому вопросу, значит, какие-то переговоры велись, и на определенном этапе вполне «конструктивно».

Чего хотя бы стоит недавний отказ от поставок в Сирию зенитно-ракетных комплексов С-300. А ведь это как раз то оружие, которое при всем желании не используешь «против мирных демонстрантов». Зато С-300 очень пригодились бы сирийской армии при отражении возможного воздушного нападения стран НАТО. Отказ от поставки ЗРК явно последовал после неких переговоров с Западом. Либо являлся жестом доброй воли в контексте этих переговоров.

Вопрос заключается в том, каков предмет торга. Какая цена устроит Москву за потерю целой страны, в которую русские, возможно, уже никогда не вернутся? Отказ президента США Барака Обамы подписать «закон Магнитского»? Вопрос по ПРО? Послабления в визовом режиме с ЕС? Выдача Виктора Бута?

Зачастую непонятно, что является для Кремля по-настоящему ценным и желанным, а что — второстепенным. Чем российское руководство может пожертвовать, а во имя чего готово биться насмерть.

Комментирует Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор МГИМО

Цель Запада очень проста — убрать сирийского лидера, сделать арабский Восток однородным. После чего приступить к решению иранской проблемы.

Что касается России, то вопрос судьбы Башара Асада не в том, важен он для нашей страны или нет. Вопрос в том, можем ли мы чем-то ему помочь. И правильный ответ — никак существенно не можем. Да и значительных интересов у РФ в этой стране нет.

Российское руководство уже договорилось с Западом о том, что оно отказывается от поддержки Асада, хотя и продолжает декларировать принцип иностранного невмешательства в дела Сирии, остается де-юре на его стороне.

Главное, что мы получаем за это, и такая договоренность с лидерами западных стран была достигнута еще в конце прошлого года, — признание легитимности избрания Владимира Путина президентом. Это главная плата, которая была нужна. Уступки же по другой важной теме — ПРО в Европе — делать нам никто не будет. Для американцев данный вопрос является принципиальным.

России также могут пообещать сохранить какие-то уже заключенные с нынешними сирийскими властями контракты. Хотя цена этих обещаний ничтожна. Военно-морскую базу российского флота ждет эвакуация. Удастся лишь выторговать небольшой срок для ее осуществления.

Больше ничего от Запада мы получить не в состоянии, ведь там прекрасно понимают ограниченность наших ресурсов в сфере помощи Асаду, как и то, что наш торг по этому вопросу — простой блеф.

Несмотря на то что главное условие, на котором Москва соглашалась отказаться от поддержки Асада, — признание победы в президентской гонке Путина — вроде бы выполнено, наши дипломаты до сих пор остаются на своих прежних жестких позициях. У российских властей есть определенные сомнения относительно окончательности такого шага западных коллег.

Так, в Европе и США, где в этом году растет неуверенность в том, что Путин способен контролировать ситуацию в РФ, его не очень хорошо принимают. Эта карта — признание легитимности Владимира Путина — на Западе еще до конца не разыграна. Можно всегда данный факт поставить под сомнение, и я не исключаю, что нечто подобное случится. Это такая карта, которую всегда можно вытащить из колоды и бросить на стол.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости