На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

7 октября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Ростки демократии

Николай Сванидзе,

историк, тележурналист

ОБЩЕСТВО ПОД КОЛПАКОМ

Человек не должен ценою жизни спасать трактора. Трактор – куча железа, а человек – это Человек. Вот это должно быть воспитано
ОБЩЕСТВО ПОД КОЛПАКОМ 7 февраля 2009

— Как вы оцениваете состояние свободы слова сегодня в России?

— Это долгий разговор, но если кратко, то так.

Свобода слова – это свобода высказывать свое мнение. При таком понимании никаких законных ограничений свободы слова у нас нет. Все ограничения – неформальные, и идут они от традиций нашей страны. И потому никаких «железных» гарантий свободы слова у нас нет. Ни общество, ни государство таких гарантий не дает. Общество, потому что оно незрелое, а государство в этом вопросе никак пока не определилось. Государство может дать гарантии. Если захочет.

— А то государство, какое есть, оно хочет?

— Сильно — не хочет. Это точно. Но у нашего государства в разное время по этому вопросу разное мнение. Мнение государства плавает. Не определилось. В прошлом году было одно, в этом, может быть, другое. Все зависит от настроений верхов.

Но любые ограничения свободы слова опасны. Общество не видит, что происходит. На него надевается колпак, и оно теряет ориентацию. Это ослабляет, например, национальную безопасность. Ведь это не только безопасность от внешней угрозы (так, как у нас принято понимать), не только пресечение шпионов и диверсантов, не только защита от ядерного удара. Это существенно. Но гораздо важнее, чем шпионы и диверсанты, угроза со стороны самих себя. Прежде всего, со стороны власти, со стороны собственных властных структур, превратно толкующих свои права и обязанности. Они могут учудить такие вещи, что никакие шпионы-диверсанты, никакое «вражеское» государство по степени опасности с ними не сравнится. Практика показывает, что, например, в XX веке наши внутренние угрозы, угрозы, исходящие от наших собственных властей, были не менее опасны, чем угрозы внешние. Это демонстрирует масштаб потерь. Трудно сказать, от чего мы больше потеряли: от нападения нацистской Германии – страшного, чудовищного! – или от ленинско-сталинского режима. По крайней мере, потери сопоставимые.

Такой колпак – традиция нашей страны.

— Но почему именно эта традиция? В чем мотивы ее сохранения?

— Да потому что других традиций не было. Демократических традиций не было. Демократия в нашей стране более-менее пустила ростки, начиная с 60-х годов XIX века, после реформ Александра II, и до 1917 года. А потом, начиная с 80-х годов XX века.

Первые ростки успели забыть, поскольку их очень глубоко закопали. Страна вернулась к крепостному праву, к бессудному суду, к личной несвободе граждан, к довлеющей власти государства над личностью, к власти репрессивной машины… к худшим образцам собственной истории феодальных времен – вроде периода Ивана Грозного. В 80-х годах XX века нужно было все начинать заново.

Сейчас, я считаю, мы на развилке. Можем пойти в любом направлении. Никто не гарантирует, что мы пойдем по демократическому пути. Самое страшное – общество не гарантирует. У него нет своего мнения. Как оно что-то может гарантировать? Незрелое у нас общество. У нас нет за спиной нескольких столетий конституционного развития, когда уважались бы свобода личности, частная собственность… И сейчас этого нет в полной мере.

— Но вот один из основных демократических институтов – суд присяжных. Он у нас худо-бедно появляется. И, судя по всему, такой суд у нас будет. Никуда мы не денемся. Но это ведь общество судит, общество в самом простом (и, может быть, самом правильном?) понимании – люди «с улицы». Но как может судить незрелое общество? Опасно ведь такое общество к суду подпускать.

— И, тем не менее, такой суд необходим. Если не вводить элементы, которые являются краеугольными для демократического общества, то оно никогда не созреет. Никогда!

Если ребенка не воспитывать, то он и вырастет невоспитанным. Для взрослых людей речь идет о самовоспитании. Общество должно воспитывать само себя. Если мы говорим: общество наше незрелое (а оно незрелое), и потому оно не готово для суда присяжных… тогда что? Если быть последовательным, то надо признать, что оно и к выборам не готово. И к тому есть аргументы: нет среднего класса, уровень ВВП на душу населения слишком низок для ответственного голосования… Ну давайте отменим выборы! Установим наследственную монархию. Назначения сверху донизу (в значительной степени у нас это уже есть). И забудем про демократию. Не готово общество. Но тогда оно никогда не будет готово.

Да, суды присяжных иногда дают нам примеры решений, которые нам кажутся неадекватными. Но, во-первых, и обычные суды дают нам такие примеры. И еще не известно, какие дают больше. Во-вторых, если мы не перейдем к суду присяжных, то такой суд никогда не будет готов к нормальным решениям. В царской России после судебной реформы 60-х годов XIX века, которая ввела суд присяжных, к концу века российский суд стал одним из самых справедливых, объективных и неподкупных в Европе. И это в России с ее традициями коррупции, с ее уничижительными народными поговорками о суде. И тем не менее! Суд присяжных работал. Суд людей «с улицы». Людей по большей части нормальных, порядочных, желающих судить по справедливости. Не по закону как таковому, а по здравому смыслу, по жизненному опыту.

Ничего лучше суда присяжных человечество пока не изобрело. Его отмена была бы огромным шагом назад.

— А свою историю наше общество может судить? Задаю вам этот вопрос, как автору «Исторических хроник».

— Общество прежде всего должно знать свою историю. Чтобы ее судить, надо ее знать. Нельзя ограждать общество от его истории. Конечно, суд, оценка обществом своего прошлого может иметь только моральный характер, но нужны разумные критерии этих оценок. Для этого общество опять же должно быть зрелым и воспитанным. Иначе это невозможно.

Вот недавно проходила конференция по сталинизму. Там говорили о том, что какая-то часть граждан призывает помнить, что Сталин убил миллионы людей, а другая часть указывает: зато при нем выплавлялись миллионы тонн чугуна. И где критерий? И вот мы выходим к обществу с этой «альтернативой»: люди против чугуна (или наоборот). Общество, выглянув из-под «колпака», начинает туго соображать: «Ну да, убил; «жесткий менеджер», но зато сколько чугуна-то выплавил! Жесткий, но эффективный! Да!» Смещены критерии. Как можно ставить человека против чугунной болванки?!

Чтобы критерии все-таки встали на свое место, общество должно быть зрелым, а это значит, в первую очередь, уважение к личности человека. А то ведь как при советской власти писали: «Тракторист ценою жизни спас трактор». Человек не должен ценою жизни спасать трактора! Трактора тысячами гниют, ржавеют на полях. Трактор – куча железа, а человек – это Человек. Вот это должно быть воспитано. Тогда общество сможет судить свою историю.

— Но как воспитывать?

— Например, каждый человек должен увидеть себя в роли присяжного. Что бы он делал на этом месте? Здесь в первую очередь необходимо чувство ответственности. Это зависит от многого. Должна расти экономика, и с ней – собственность человека. Такая, какую можно было бы уважать. Если человек беден, если у него собственность, которую не за что уважать, то у него нет уважения и к чужой собственности. А это значит, что нет критерия для оценки такого явления, как воровство, грабеж. Если кто-то богат, то грех у него не отнять. Отсюда «толерантное» отношение к тому, чтобы взять чужое. Можно взять чужую собственность, а можно – чужую жизнь…

Изменения приходят со временем, но приходят они не сами по себе. Наше общество должно осваивать новые социальные практики. Например, такую практику, как суд присяжных. Если мы его отменяем по причине собственной незрелости, то это значит, что мы так и останемся незрелыми.

Наша незрелость очень и очень небезобидна, потому что следствием ее является социальная зависть и злоба. Это видно на примере Светланы Бахминой. Казалось бы, пожалеть надо женщину. Просто пожалеть. Но нет! При интерактивных эфирах на «Эхе Москвы» и других станциях я постоянно сталкиваюсь с очень распространенной позицией: «Она же богатая, она нас грабила. Почему это я бедный, а она богатая? Нет, пусть сидит в тюрьме. Она еще там специально забеременела, чтобы ее выпустили. Так вот шиш ей!» А ведь она была просто бухгалтером, выполнявшим распоряжения своих начальников. К тому же мать троих детей… Но нет жалости у значительной части нашего общества. Жестокость – есть. И это тоже проявление незрелости. Но если ты жесток, то это обязательно рано или поздно ударит и по тебе. Этого люди не понимают.

У нас долгое время было принято считать, что бедные – добрые. Ни черта! Чем беднее, тем жестче. Бедность, нищета заставляет заботиться только о куске хлеба и не думать об окружающих. Бедный не может быть благотворителем для других. Таким может быть только богатый, состоятельный человек.

Еще одно трагичное следствие из нашей бедности и крепостничества: безответственность. Мы это слово часто слышим, но интересно посмотреть на явление вот с какой стороны. В свое время я учился на историческом факультете. Преподавая нам своды законов древних государств (шумеры, древний Вавилон, древний Египет и пр.), профессура обращала наше внимание на одно общее для этих сводов положение: совершает преступление один человек, а отвечает за преступление – другой. Предположим некто «А» украл, убил и т.п., а ответственность в суде несет «Б» (платит штраф, виру и т.п.). «А» не отвечает, он безответственен. Почему? Да потому что «А» — раб, а «Б» — его хозяин. Раб не несет ответственности. Ответственность несет только свободный человек. Так была устроена ответственность в древних рабовладельческих государствах. Нет ли аналогии с нашей ситуацией? У нас общество ни за что не отвечает, оно выведено из зоны ответственности. За все отвечает государство. А отсюда, например, десятки миллионов обманутых вкладчиков. Какова была их «логика» рассуждений? «Отдам деньги в «пирамиду», а если не выгорит, государство ответит. Оно мне деньги вернет». Вот это – проявление рабской безответственности. Мы к ней привыкли, мы привыкли быть несвободными. Свободный человек отвечает за все: за свои поступки, за последствия своего политического выбора. Несвободный не воспринимает голосование как ответственный выбор. Голосует за тех, кто повеселей да поприкольней, не понимая, как это потом отразится на нем, на его детях, на его собственности.

Чем больше свободы, тем больше ответственности. Надо объяснять нашим согражданам: не бывает свободы без ответственности. Чем больше людей этот понимает, тем быстрее общество становится зрелым.

 

Комментарии
cacovo
Ярый антисоветчик рассуждает о нас.Лучше бы сходил в магазин и купил веревку или билет на шхуну Абрамовича,отплывающую из Новороссийска в скором времени.Страна работает и воюет,карабкается из пропасти,в которую ее спихивает криминал,пришедший к власти.А это СУДЬЯ ВРЕМЕНИ занятие себе нашел.Кто позволил,гражданин нам чуждый по национальности и взглядам?Неужели болтология важнее уборки мусора во дворе?
orel
Россия многонациональная страна, живущая за счет эксплуатации основной национальности. Население России состоит из 79,8% русских. Только 0,9 % чеченцев. Общая численность народов Кавказа составляет 3% от общей численности населения России. Я РУССКИЙ! Мои предки русские. Дети мои Русские. Товарищи мои мордвины,татары,чуваши и т. д. Мы живем в нашем городе. Никто нас не уговаривает дружить. Мы сами. Но никто из нас не будет терпеть возвышение одним над другим даже на словах. Так есть и будет. Это менталитет РУССКОГО человека хранить покой в своем доме. Какой менталитет Кавказа?У себя все изгадили и у нас гадят. Живут на наши подаяния, футболисты никудышные, и еще что-то требуют. О «дружбе народов» я узнал в 1973г. Цыгане хотели купить дом в нашем селе. Собрались мужчины и врезали не мерено и покупателям и продавцу. В 1979г. Я прибыл служить в СА. Сначала было все неплохо. Армян несколько, таджиков и иных национальностей. Ингуш служил, призванный из Рязани. И вот появились жители Кавказа. В первый день начались драки. Ингуш сразу стал «дружить против нас». И так все два года. В учебке в Виннице против нас дружили украинцы. А в г. Стрий еще тогда Львовской области нас за забор уже не выпускали. А знакомые татары не-нет да и вспомнят с гордостью про ИГО. Такая вот дружба народов получается. Хватит терпеть. Первый урок в школе должен быть посвящен любви и уважению к своей национальности, к национальности дедов наших, а не какой-то вонючей толерантности. Ежедневно с экрана телевизора нас оскорбляют, используя название нашей национальности . «Развод по-русски»,«обман по-русски» и т.д. и т. п. В общем если о чем-то плохом, то обязательно с использованием слова «русский». А что власть? А ничего, т. к. их это не касается. А почему бы не применить название национальностей как то еврейской или чеченской? Вот шуму-то будет. А нашу можно. В паспортах наших нет записи о национальности. А вот в паспорте собаки есть обозначение породы. А ведь мы ЛЮДИ. Мы живем в резервациях с названиями областных городов. Правят нами НАМЕСТНИКИ, именуемые губернаторами, у которых работа здесь, а жилье в Москве. У кого из них нет квартир в Москве? У всех. Где наместник Рязанский Шпак, при котором началось и не закончилось строительство объездной дороги в г.Сасово Рязанской области? НЕТУ. Пропал как сгинул. ИДИОТИЗМ. Тогда необходимо переименовать республики в губернии. Ан нет. «Великие» их народы будут против. Поэтому РУССКИЙ МАРШ до того момента, когда власти сделают в паспорта нам запись о национальности, переименуют республики в губернии или наоборот, когда Россия перестанет платить Кавказу, Чечне в-первую очередь, контрибуции. Когда власти признают 1994г. началом геноцида русского народа Чечне. В Рязани, Пензе, Ульяновске и других городах русских не было войны. И города не лежали в руинах. Так почему же Грозный, лежавший в руинах. За короткое время стал таким, какими указанные города никогда не были и не будут. Почему матери и отцы тех, кто воевал на Кавказе, живут хуже тех, против которых воевали их дети? Политика власти ЕР однозначно АНТИРУССКАЯ. Они знают. Что создание национального образования русских поднимет уровень самосознания и гордости. Ведь в какие регионы поставляются китайские продукты гадкого качества и пойло с Кавказа? В регионы с преимущественным населением русских. Нас спаивают. Наркоконтроль проводит карательную акцию против собственного народа. Нас называют националистами по каждому поводу. ФСБ создано с десяток якобы националистических русских организаций. В свое время было создано РНЕ. Цель-препятствовать русским в создании национального образования, когда суверенитет раздавался охапками. Это надо было для того, чтобы показать якобы гнилость русских. Пример тому Славянский Союз. Коротко «СС» (внуки и сами ветераны ВОВ сразу вздрагивают). Поездка его лидеров в Чечню в черных майках и с надписями «я русский». Они должны были прибыть официально к пригласившему их лицу, в костюмах и галстуках. Выбритые и трезвые. А это хулиганство и оскорбление чеченского народа. А если бы в г. Сасово приехал чеченец с надписью «я боевик»? И до сих пор не пойму почему их не порезали на ремни. Сегодня между русскими и кавказцами пропасть, которую если и удастся преодолеть, то очень не скоро. И чем больше им дает власть денег, тем пропасть становится шире. Почему? Потому, что смотрим мы на города свои и понимать начинаем насколько грязно и нищенски живем. Чем больше работаем, тем хуже живем. Парадокс. И какие бы решения власть не приняла бы по поводу разрешения или запрещения все равно РУССКИЙ МАРШ начался в душах наших. Мы будем жить дружно со всеми, но с теми, кто не может это делать, мы в разводе. РУССКИЕ,ВПЕРЕД!СОЗДАДИМ СИБИРСКУЮ РУССКУЮ РЕСПУБЛИКУ!ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ! С НАМИ НАШ БОГ!
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости