А Б В Шрифт

После Чавеса: венесуэльские внутриполитические и внешнеполитические расклады

Источник в МИД РФ

«В континентальных раскладах Чавес служил своего рода громоотводом»

То, что многие лидеры стран Латинской Америки заявили о намерении приехать на похороны Уго Чавеса, — это демонстрация солидарности и гарантия того, что прямого политического вмешательства США в дела Венесуэлы они не допустят.
«В континентальных раскладах Чавес служил своего рода громоотводом» 6 марта 2013
«Особой букве» удалось связаться с одним из сотрудников МИД РФ, более 20 лет проработавшим в странах Латинской Америки. Он сообщил, что в настоящий момент российское дипломатическое ведомство вырабатывает тактическую линию по поводу Венесуэлы, идут согласования и консультации. C учетом этого наш собеседник попросил об анонимности интервью.

— Насколько велика роль Уго Чавеса в том, что левые идеи переживают ренессанс в странах Латинской Америки, и в некотором ослаблении влияние США на этот регион?

Действительно, в ряде стран Южной Америки к власти пришли левоориентированные правительства и находятся у власти в течение длительного времени. Причем перевыборы фактически не меняют соотношения сил. Скажем, в Чили на последних президентских выборах победил не левый кандидат, но баланс сил в парламенте сохранился прежним.

Усиление позиций левых на континенте — это не результат деятельности крайне левых лидеров, таких как Уго Чавес, боливийский президент Эво Моралес или никарагуанский лидер Даниэль Ортега, а результат объективных процессов, отчасти связанных с тем, что США начали меньше уделять внимания своему «заднему дворику», как они называют Латинскую Америку. Внимание Вашингтона полностью занято Ближним Востоком, а Латинская Америка, по мнению США, и так никуда не денется: есть Организация американских государств, в рамках которых США необходимые вопросы все же решают.

Интеграционные процессы в Латинской Америке идут сегодня во многом без участия Соединенных Штатов, чего раньше не было. Но латиноамериканские правительства тоже неоднородны. Внутри этого блока, например, есть блок UNASUR (Союз южноамериканских наций), туда входят в том числе и государства, которые не полностью разделяют позицию Чавеса. Члены этого блока — только государства Южной Америки, а не в целом Латинской Америки. А Чавес создал свою группу наиболее ортодоксальных левых режимов, группу ALBA (Боливарианский альянс для народов нашей Америки), настроенных антиамерикански, антиимпериалистически. Туда входят и некоторые страны Центральной Америки.

Умер Уго Чавес. Его праздник жизни был чужим в наших постмодернистских унылых пейзажах, в катакомбах серой бюрократии, в карточных домиках «реал-политик». (ДАЛЕЕ)

Страны ALBA находились под большим влиянием Чавеса прежде всего в связи с тем, что он оказывал им большую экономическую помощь. Например, прочные позиции в Никарагуа Даниэля Ортеги объясняются, в том числе и тем, что за ним идут венесуэльские нефтедоллары.

Другие правительства умеренно левого спектра, как аргентинское правительство Кристины Фернандес де Киршнер, бразильское правительство Дилмы Русеф, эквадорское правительство Рафаэля Корреа, такие страны, как считавшаяся ранее близким союзником США Колумбия, входят в UNASUR — самую прогрессивную и самую быстроразвивающуюся интеграционную группу. Эта группа в рамках интеграции включает и оборонный компонент, которого раньше не было в южноамериканских интеграционных группах, типа Андского сообщества.

В этих континентальных раскладах Чавес служил своего рода громоотводом. Он настолько жестко обозначал антиамериканскую, левую позицию, что остальные страны Латинской Америки выглядели на этом фоне социал-демократическими, центристскими. Объективно существование Чавеса и тех политических сил, которые он поддерживал в регионе, во многом укрепляло позиции левого центра, к которому относится большинство нынешних правительств.

— Сегодняшние позиции США в Латинской Америке можно назвать прочными?

Никогда нельзя забывать, что рынок США остается самым главным рынком для большинства стран Латинской Америки. И какие бы политические левые зигзаги они ни осуществляли — будь то в рамках субрегиональных групп, региональных, континентальных, — не нейтрализуют того факта, что рынок США является для них важнейшим, а экономическое сотрудничество и передача технологий идет прежде всего с США и Канадой. Открытого вызова в экономическом плане американцам никто не бросает, в том числе и Венесуэла, которая свою нефть продает в Штаты.

Кроме того, почти весь правящий класс Латинской Америки, вся политическая элита обучалась, получала свои научные титулы в университетах США.

Эта пуповина не разорвана. В антитеррористическом, антинаркотическом сотрудничестве американцы по-прежнему играют определенную роль. Могли бы играть и куда большую роль, как мы уже говорили. Но изменилась сама концепция физического присутствия американцев — они считают теперь, что не нужно иметь свои базы в Латинской Америке. Например, американские базы были ликвидированы в Эквадоре, американское Южное командование было выведено из Панамы.

Такая модель в отношении своих южных соседей вполне устраивает Соединенные Штаты, так как не требует больших капиталовложений — прежде американцы за дружбу платили, за все получаемые преимущества и в госзакупках, и на внутреннем рынке.

— Уго Чавес болел достаточно долго, а в последние месяцы была очевидна отрицательная динамика в его физическом состоянии. Сумели ли венесуэльские правящие элиты подготовиться к смерти команданте, продумать шаги на ближнесрочную и среднесрочную перспективу? Или в Каракасе сумятица, и все решения будут приниматься на ходу?

Я думаю, что никакой сумятицы нет, все варианты просчитывались. Об этом можно судить хотя бы по тому, что Чавес имел постоянные контакты с кубинцами, а кубинцев можно упрекнуть в чем угодно, только не в непродуманности внешней политики. Кубинская внешнеполитическая линия отличается фундаментальностью, взвешенностью, хорошим знанием реалий.

Поэтому подготовка к тому, что сейчас произошло, велась. Но в то же время, многие эксперты по региону считали, что ввиду такого серьезного заболевания Чавесу не следовало избираться в прошлом году вновь на президентский пост. Если бы он остался за президентским креслом, но привел бы к власти нового главу государства с командой, этой команде сейчас было бы значительно легче. Я думаю, маленький элемент культа личности Чавеса сыграл свою зловредную роль, окружение убедило команданте, что ему нужно обязательно самому переизбираться, что болезнь он победит и так далее. В итоге была разыграна карта, которая сегодня, безусловно, осложняет чавизму решение политических проблем.

В сложившихся условиях большую роль будет играть позиция армии: пока военные заявляют о своей безусловной лояльности чавистам. Но поляризация сил в венесуэльском обществе велика, что показали и очень массовые митинги с требованием дефиниции позиции относительно здоровья Чавеса. Эти выступления показали, что у оппозиции имеется мобилизационный ресурс и сейчас, конечно, он будет значительно усилен. Отсутствие фигуры, равной по харизме Уго Чавесу, не может не осложнить чавистам путь к новым президентским выборам.

— Насколько активную роль будет играть Вашингтон в предстоящих выборах президента Венесуэлы? Будут ли мощные финансовые вливания в оппозицию?

Оппозиция в Венесуэле в большой степени существует на деньги, которые приходят извне. Хотя нельзя отрицать и того, что местное предпринимательство готово финансово участвовать в политической борьбе. Проблема в том, что оппозиция расколота, единства нет и особо не предвидится. Удастся ли ей в короткий срок — президент должен быть избран в течение месяца — сколотить прочную коалицию с единым кандидатом, непонятно. Заранее сейчас я бы не стал говорить о том, что вопрос об избрании нового президента предрешен.

Чаша весов может качнуться в любую сторону. Борьба будет нешуточной, и американцы тоже не упустят своего. Нельзя забывать того, что в Каракасе до сих пор нет американского посла, которого не пустил в страну Чавес. Такую обиду не наносили США давно.

Но ограничением для американцев будет отношение к Венесуэле со стороны других латиноамериканских стран. То, что многие лидеры стран этого региона заявили, что приедут на похороны команданте — это демонстрация солидарности и гарантия того, что прямого вмешательства, пусть не вооруженного, но прямого политического, Латинская Америка не допустит.

— Вы упомянули, что армия говорит о лояльности чавистским элитам. Но однородна ли она? С одной стороны, Чавес сам военный, десантник, пользовался любовью и солдат, и офицеров. С другой, в попытке свержения Чавеса на заре его президентства тоже принимали участие военные, генералы…

В армии есть и оппозиционные Чавесу силы. В Латинской Америке вообще еще не было случая, чтобы в острой ситуации США не нашли бы путь к военной среде той или иной страны. Но среди военных есть и крайне левые силы, которые даже поддерживали колумбийских повстанцев из РВСК.

Таким образом, в вооруженных силах ситуация сложная, и сценарий военного переворота нельзя сбрасывать со счетов. Для Латинской Америки это типичнейший сценарий. Уж, казалось бы, какую мощную поддержку среди военных и всего населения имел президент Эквадора Рафаэль Корреа, а все равно чуть было не произошел полицейский путч.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.