А Б В Шрифт

Магомедсалам Магомедов отправлен в отставку с поста главы Дагестана. Его сменил Рамазан Абдулатипов

Комментирует Алексей Макаркин,

директор Центра политических технологий

Карьера Абдулатипова пошла в горы

Владимир Путин подписал указ об отставке президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, что, впрочем, не стало неожиданностью: о своем назначении на пост главы республики еще несколько дней назад неофициально заявил Рамазан Абдулатипов. И не соврал.
Карьера Абдулатипова пошла в горы 28 января 2013
Официально объявлено, что Магомедсалам Магомедов подал заявление об уходе по собственному желанию, во что, конечно, верится с трудом. Отныне он заместитель руководителя Администрации Кремля. А Рамазан Абдулатипов, наоборот, сменил московскую прописку на дагестанскую — депутат Госдумы назначен врио руководителя республики. Эксперты сомневаются, что Абдулатипов, давно не проживающий в Дагестане, сможет стабилизировать крайне тяжелую экономическую, политическую и криминальную обстановку в регионе.

 

Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов — доктор философских наук, профессор, с 1988 года работает не в Дагестане. До1990 года он заведовал сектором Отдела межнациональных отношений ЦК КПСС, с 1990 по 1993 год был депутатом Верховного Совета РФ. Потом трудился в Госкомитете по делам федерации и национальностей. Был депутатом Совета Федерации, Госдумы, заместителем председателя правительства по национальным вопросам, вопросам развития Федерации и по вопросам местного самоуправления, министром национальной политики, послом России в Таджикистане, два года возглавлял Московский государственный университет культуры и искусств. В декабре 2011 года вновь избран депутатом Госдумы от партии «Единая Россия».

О своем назначении Абдулатипов сообщил еще в воскресенье, но до понедельничного указа президента страны пресс-служба Магомедова заверяла, что никаких решений не принято и глава республики продолжает работать в обычном режиме.

Полномочия Магомедсалама Магомедова истекали только в феврале 2015 года. Но о его возможной отставке и назначении Абдулатипова заговорили «Ведомости» еще на прошлой неделе. Издание ссылалось на источники в правительстве республики и Кремле.

СМИ, обсуждая варианты развития событий и причины грядущей отставки, утверждали, что последней каплей, переполнившей чашу терпения федерального центра, стало убийство 15 января верховного судьи Дагестана Магомеда Магомедова. Хотя и до этого поводов задуматься о смене Магомедова было не счесть: безработица в регионе одна из самых высоких по стране, террористическое подполье и не думает сдаваться, а экономика — развиваться.

По данным прессы, увольнение может быть связано и с заявлением Магомедова о том, что в республике можно провести прямые выборы ее руководителя.

Но фигура, предложенная на его место, не может не вызывать изумления. Так, Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России, считает, что Абдулатипов для местных — варяг, присланный из Москвы. Он лишь номинально, по происхождению, по внешности, является дагестанцем. Сам же дагестанцем себя не считает, всегда говорил о дагестанцах «они». Так что в республике Рамазан Абдулатипов воспринимается, говоря на украинском сленге, как «москаль».

Теперь уже бывший депутат Госдумы сообщил в телефонном интервью ИТАР-ТАСС, что «намерен бороться с безработицей и коррупцией, предпринять все усилия для обеспечения безопасности в регионе. И при этом мое кредо будет — честность и чистоплотность».

Вопрос только в том, как нового руководителя примут на месте, — ведь одна только возможность отставки Магомедсалама Магомедова привела к резкому обострению внутриполитической ситуации в регионе. 23 января в Махачкалу съехались депутаты и главы городских и районных администраций, требовавшие созыва чрезвычайной сессии Народного собрания Дагестана. Так что вряд ли горцы позитивно воспримут решение верховной власти.

Комментирует Алексей Макаркин, директор Центра политических технологий

Непонятная ситуация вокруг главы Дагестана, противоречивые сообщения, поступавшие по этому поводу всю прошлую неделю, и нынешний поворот событий связаны с тем, что стороны все минувшие дни обсуждали вопрос компенсации, которую получит Магомедсалам Магомедов за свой уход. В результате глава республики получил очень большую, даже беспрецедентную компенсацию.

Обычно уходящий глава региона получает пост замминистра в федеральном правительстве. Вероятно, Магомедова такой вариант не устраивал, он выдвинул требования, которые и были удовлетворены. Полагаю, и у него самого, и у Абдулатипова есть свои сторонники, я бы сказал, покровители, которые продвигали своего ставленника.

Вторая причина неясности ситуации до самого последнего момента заключается в опасении обострения конфликта между двумя самыми крупными общинами республики: аварской и даргинской. Абдулатипов — аварец, Магомедов — даргинец. Последние теперь утрачивают президентство в республике.

Сейчас в Дагестане будет идти речь о том, кто станет премьер-министром. Ведь им должен быть именно даргинец в противовес главе региона.

Принципиальность вопроса, решение которого привело к тому, что повышенные требования Магомедова были все же удовлетворены, заключается, вероятно, в коммерческом интересе продвигающих Абдулатипова людей. Похоже, предприниматели, заинтересованные в его приходе, пообещали федеральному центру мощные денежные вливания в республику, инвестиции, решение ряда экономических проблем. Поэтому в Дагестане возможно перераспределение сфер влияния, финансовых потоков. Ставки очень и очень высоки.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.