А Б В Шрифт

В онлайн-интервью «Газете.Ru» Михаил Прохоров о деле Ходорковского отозвался чересчур аккуратно

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

Из наилучших опасений

По мнению экспертов, для достижения успеха партии Прохорова нужно встать на реальную защиту репрессируемого сословия предпринимателей. Необходимо стать смелее и не бояться называть вещи своими именами. В том числе и в вопросах по «делу ЮКОСа».
Из наилучших опасений 9 сентября 2011
В онлайн-интервью «Газете.Ru» Михаил Прохоров о деле Ходорковского отозвался чересчур аккуратно. Понять его, конечно, можно. С одной стороны, партия, позиционирующая себя в качестве либеральной, не может отмалчиваться по «делу ЮКОСа», которое волнует многих в России. С другой — для «системного политика» говорить всю правду о судебных процессах над юкосовцами, резать, так сказать, «правду-матку», может оказаться опасным.

 

Михаил Прохоров в онлайн-интервью «Газете.Ru»: «По делу Ходорковского я уже много раз высказывался. О том, что есть закон. Плохой он или хороший, мы обязаны его уважать. Если закон плохой — значит, надо менять законодательство. Тем не менее для политического деятеля очень важно говорить четко: закон все обязаны исполнять. Это первое. Да, конечно, у нас была куча претензий — у всех граждан, у многих — к тому, как проходил этот процесс. Мы знаем о процессуальных нарушениях и так далее. Но даже этот закон необходимо защищать и совершенствовать. Потому что закон меняется исходя из прецедента. Следующий факт: сейчас есть возможность, даже в рамках этого несовершенного закона, есть право на условно-досрочное освобождение. Я не вижу ни одной причины, почему Ходорковский и Лебедев не могут этим воспользоваться. И то, что там происходят всякие трюки, — это выглядит очень прискорбно. Причем это касается не только этих двух граждан, но касается каждого из нас. Такое использование закона в чьих-то интересах может касаться каждого гражданина. И это очень прискорбно. С этим партия будет бороться. Что касается случая с Михаилом Ходорковским и моего случая — они, на мой взгляд, несравнимы. Я публично ушел из бизнеса и возглавил политическую партию. Я это сделал в рамках российских законов. И при этом ничего запрещенного я не делаю. Мне кажется, если бы Михаил Борисович таким образом поступил, результаты были бы другие. Нельзя заниматься политикой, находясь на должности руководителя крупной компании…»

Самый могущественный человек в России выбрал себе Михаила Ходорковского в качестве врага и за восемь лет еще более укрепился в этой своей мании. Тема Ходорковского — пожалуй, единственное, что может его по-настоящему взбесить. Разумеется, выступать с четкой поддержкой экс-руководителя ЮКОСа, вынести судебному фарсу безжалостный диагноз — очень боязно. Приходится лавировать между общественным мнением и ревнивым взглядом с Краснопресненской набережной.

И все же, даже учитывая вышеизложенное, позиция лидера праводелов по такому важному вопросу могла бы быть более жесткой — электоральных плюсов это дало бы больше, чем аппаратных минусов.

Однако же «системный политик» и «кремлевский проект» не одно и то же. Пока еще никто не сумел доказать, что путевка в политику выписана Прохорову Владимиром Путиным или Владиславом Сурковым. Может быть, он и был бы чуть более резок, отвечая на вопросы читателей «Газеты.Ru» о «деле ЮКОСа», если бы реально озвучивал собственное мнение.

Но, как известно, для любого политика федерального уровня огромное значение имеет команда специалистов, занимающаяся пиаром, составляющая тексты, прорабатывающая его мнение по любому вопросу. И если команда, нанятая вождем «Правого дела», состряпала для Прохорова дежурное мнение о ЮКОСе — в том беззубом виде, в котором он его озвучил, — значит, это неважная команда.

О группе политтехнологов, занимающихся продвижением «Правого дела» на выборах, известно достаточно много. Команда во главе с Искандером Валитовым, Тимофеем Сергейцевым и Дмитрием Куликовым «прославилась» тем, что участвовала в президентской кампании Виктора Януковича в 2004 году. Действовали они настолько «эффективно», что Янукович со своим патроном Леонидом Кучмой были сметены волной «оранжевой революции», надолго став посмешищем всей страны.

Во время выборов 2010 года Януковичу хватила ума не обращаться за услугами к этим ребятам, и они начали обслуживать другого кандидата — Арсения Яценюка, который вошел в предвыборную кампанию с рейтингом в 13 процентов, а по итогам выборов получил всего 7 процентов голосов.

Если господин Прохоров хочет для себя в грядущих предвыборных баталиях таких же результатов — это его право. Только для эффективного менеджера, каковым он считается, это выглядит странным.

Любой мало-мальски грамотный предвыборный штаб четко определил бы, где находится целевая аудитория Михаила Прохорова и «Правого дела». Это тысячи бизнесменов, сидящих по тяжелым частям 159-й статьи Уголовного кодекса РФ («Мошенничество») в СИЗО, — до приговора суда они имеют право голоса. Это члены их семей, оставшиеся без кормильцев, это многочисленные работники опустошенных рейдерами в погонах фирм и многие-многие другие.

В сумме речь идет как минимум о сотнях тысяч граждан России, которые готовы отдать свои голоса той новой политической силе, которая за них вступится. Именно вступится, а не будет ограничиваться туманными рассуждениями о том, что есть «заказные дела в рамках передела бизнеса», но «закон обязаны все исполнять». Если под «законом» понимается та за уши притянутая «правовая база» для неправосудных приговоров, которые штампуют российские суды, — то это неверное понимание.

«Правому делу» нужно требовать освобождения Ходорковского, Лебедева, тысяч других предпринимателей. Проводить акции в их поддержку. Добиваться отставки Ольги Егоровой, чистки следственных органов, реабилитации Сергея Магнитского. И требовать не просто на словах — проводить акции, вести просветительскую работу по этой тематике на улицах, среди простых граждан.

А туманные фразы в духе «и вашим, и нашим» успеха не принесут. Мы-то, журналисты, эту осторожность понять сможем, а вот целевая аудитория, мающаяся в камерах и в очередях на свидание в СИЗО, вряд ли поймет.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Прохожий
«Только для эффективного менеджера, каковым он считается...»
Все реально эффективные менеджеры России уже лет 30 как либо далеко на Западе, либо далеко на Востоке и Севере.
сельцо, Вадим крепостной
Прохоров пустышка, как автомобиль который он продвигает.
Барщевский пустышка без автомобиля.
Но главная проблема в
Русских Федерастах
этой новой исторической общности людей.
Главное не раскачивать корыто.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.