На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

28 марта 2024

Суд

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Страсбургский суд

Григорий ПАСЬКО,

журналист

ПРИЗРАК ЮКОСа БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ

Европейский суд по правам человека всегда действует по закону, но гораздо реже — по справедливости.
ПРИЗРАК ЮКОСа БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ 15 июня 2010
Страсбургский суд часто неспособен понять особенности российской жизни, нашу ментальность и уж тем более разобраться в коллизиях местного законорозлива. Отсюда и получается, что некоторые его решения по форме законны, а по сути — несправедливы. Кроме того, в ряде случаев действия ЕСПЧ наталкивают на мысль, что в юридическую букву вписывается политический дух.

Григорий Пасько, ч. 1

 

Александр Газов: В последнее время Европейский суд по правам человека в России возведен чуть ли не в культ. Бытует мнение, активно поддерживаемое СМИ, правозащитниками и политологами, что судись не судись в России, но твоя дорога приведет все равно в Страсбург. Как вы думаете, с чем связана такая идеализация Европейского суда по правам человека?

Григорий Пасько: Я бы не сказал, что культ. Культ — когда добровольно себе человек что-то придумывает, возводит. А это последняя надежда. Последняя инстанция, которую человек вынужден проходить. Вынужден обращаться туда, чтобы найти справедливость.

И вызвано это безобразным состоянием судебной системы в Российской Федерации. То есть люди делают это не потому, что им нравится переводить свои жалобы на английский и французский языки, писать всяческие условности, которые требуются, формальности, чтобы написать эту жалобу… Потом ждать по три, пять, шесть лет, пока примут решения, пока коммуникации пройдут, пока дело рассмотрено будет… А зачастую не рассматривается, не доходит до этой стадии. Все это вынужденно.

И несмотря на огромное количество жалоб из Российской Федерации — на январь этого года там было зарегистрировано 33 с чем-то тысячи жалоб российских… В свое время было 44 тысячи. То есть в среднем где-то по 15—18 тысяч в год Российская Федерация поставляет с мая 1998 года эти жалобы туда. И до такой степени допоставлялась, что первое место занимает уже длительное время по жалобам. На втором месте — Турция, на третьем — Украина. И дошло даже до того, что Европейский суд по правам человека вынужден был проводить у себя реорганизацию, реструктуризацию. Добавлять количество людей для работы именно с русским направлением.

АГ: Если в шутку или даже всерьез говорят, что это последняя инстанция нашей судебной системы — Европейский суд по правам человека. Потому что даже в Конституционном суде или в Верховном суде найти правды не получится.

ГП: Строго, юридически, формально говоря, Европейский суд не совсем последняя инстанция.

АГ: Это понятно.

ГП: Он не рассматривает дело по существу. И я не помню ни одного случая, чтобы российский гражданин, выиграв дело в Страсбургском суде, потом добился пересмотра этого же дела у себя на родине. Фиксация нарушенных статей конвенции Европейской — да. Выплата каких-то денег, чаще всего символических — три, пять, семь тысяч евро, — да. А в остальном это все — человек как был преступником в родных пенатах, так и остается этим преступником до конца дней своих с точки зрения российского государства.

АГ: Как раз здесь мы переходим к теме, которую хотелось бы с вами обсудить: насколько Европейский суд по правам человека эффективен? Насколько он полезен для российского общества и вообще для европейских стран, для их граждан? Всегда ли можем говорить, что решения, которые выносит Европейский суд по правам человека — при всех прочих условиях, что он по существу не всегда рассматривает, — справедливы и честны, продиктованы понятиями «закон» и «справедливость»?

ГП: Я бы сказал, что в большинстве случаев — да. Все-таки там сидит семь независимых судей. Точнее, шесть. Потому что один — представитель Российской Федерации. Это ангажированный человечек. И поэтому в большинстве случаев это решение справедливое. Или законное. Потому что законное и справедливое не всегда одно и то же. В частности, я столкнулся с тем, что по форме, возможно, решение по моему делу Страсбургского суда было законным, но не справедливым.

АГ: А вот тут поподробнее хотелось бы услышать вашу историю, как вы пришли в Европейский суд. Я-то знаю, но наши зрители, наверное, не знают эту тонкую формальную заковырку, которая и привела к такому решению.

ГП: Заковырка состоит в том, что в Российской Федерации, как нигде больше, ни в одной стране мира, существует такая категория людей, которая называется «военный журналист». Военный журналист — по форме военный, по существу — журналист. В своей повседневной деятельности он, военный журналист, руководствовался всю жизнь и руководствуется законом «О средствах массовой информации». Сугубо гражданский закон. То есть нет в Российской Федерации закона «О военных средствах массовой информации».

Выполняя согласно этому закону свои обязанности (а они написаны), первая и главнейшая обязанность — сбор информации и публикация ее. Обязанность моя как журналиста военного… То, что ты военный или не военный, — это в повседневной жизни никакой роли положительной, льготной не имело и не имеет.

Поэтому исходя из профессиональной принадлежности я был журналистом. Но как только меня обвинили в том, что я что-то не то пишу, что-то не то собираю, интересуюсь не теми делами…

АГ: Стали военным журналистом…

ГП: Да. И вдруг все вспомнили: «А, ты же военный у нас! Ты же когда лейтенантом был, давал какую-то подписку». Ее дают автоматически военные журналисты. Выпускники Львовского политучилища давали эту подписку автоматически и тут же забывали про это дело. Потому что никогда в жизни к секретам никаким не допускались. Так же как мы автоматически становились и членами КПСС, не приходя в сознание, не понимая, зачем нам это надо.

АГ: Но платили, наверное, взносы исправно.

ГП: Да, идеологический фронт — это все. Значит, должны быть журналисты. Альтернатива — иди в политработники, в войска, может быть, помощником начальника отдела по комсомольской работе беспартийным какое-то время, я так думаю.

И в какое-то время вдруг возникла эта коллизия — либо ты военный, либо ты журналист. С точки зрения юриспруденции. Причем до ареста я приходил, когда заметил за собой слежку, прослушку телефона и все такое, к заместителю председателя военного суда. Так, мол, и так, явно есть интерес со стороны ФСБ к моей журналистской деятельности. Вот статьи, которые им, как предполагаю, не нравятся. Он говорит: «Григорий, да успокойтесь, вас будут судить как журналиста, и все будет нормально. Будут судить по закону».

Хрен там! Судили меня как военного, и судили не по закону, а по приказу министра обороны.

Как раз коллизия местного законорозлива осталась непонятной для судей Европейского суда.

АГ: Они вас поняли как военного?

ГП: Да. И поскольку решение суда становится как бы прецедентом, то они и взяли за основу одно из дел, которое уже рассматривалось в какие-то, не помню, годы, — дело греческого военного инженера, который передал чертежи какой-то конкурирующей фирме. То есть меня, военного журналиста, сравнили с военным инженером.

АГ: Который действительно имел доступ к какой-то секретной информации и ее распространению?

ГП: Да. Поэтому такое решение. И они пришли к выводу, что никакого отношения не имеет моя жалоба к десятой статье Конвенции — «Свобода выражения мнения». То есть они говорят, что я не журналист, а военный. Тогда в каком качестве я существовал вообще двадцать лет?

Этот вопрос остался вообще без ответа. И я думаю, что и они не все поняли, что решали. И что главным послужило им для принятия такого решения. Потому что мое дело там лежало шесть или семь лет. И шесть или семь лет они не могли к нему ни с какой стороны приступить, подступиться. Они рассмотрели это дело о приемлемости в 2008 году и пришли к выводу, что оно-таки приемлемо по 7-й и по 10-й статье. По-моему, и по 10-й тоже было приемлемым признано.

А вдруг оказывается, что 10-я статья не имеет ко мне ни какого отношения. И, таким образом, жалоба не была удовлетворена, что дало повод одной газете и одному журналу радостно об этом сообщить. Это «Российская газета» и журнал «Российская юстиция». Вот и все.

Комментарии
  • Неизвестная персона
  • 15 июня 2010, 10:48
Ну Гриша и врать:подписку о неразглашении секретных сведений давал в военном училище и позабыл про нее.Может он и про присягу которую там же давал позабыл,ведь это тоже подписка ,только в торжественной обстановке?Помоему Пасько про совесть и долг перед Родиной позабыл в первую очередь,как увидел много долларов.
  • Малыгин Владимир Викторович. Самара, Тухачевского, 222-8
  • 15 июня 2010, 14:08
Бог есть на свете. Помните, я просил Вас помочь опубликовать данные о убийстве моей несовершеннолетней дочери Елены врачами, нарушениях прокуратуры и СКП, Вы обещали, потом звонил Вам в Москву, но телефон уже молчал? Видимо, у Вас были великие планы. Зачем Вам убитая девочка? Помните: всех благ в мире не стоит слеза ребенка... а жизнь?
Позже я обращался в разные СМИ, но при словах — нарушения закона Ген. прокуратурой РФ и СКП, все стыдливо говорили, что это их не интересует. Все хотят мыслить мировыми категориями, на худой случай европейскими. А конкретный случай почти никого не интересует. Не правда ли г-н Пасько? Вы не переживайте, Вы не один. В этои году я обратился за помощью в «Независимую газету» и «Новую газету» в Москве. Еще раз — ЗА ПОМОЩЬЮ. То же самое. Как в Вашем сердце отзоветься...Не пугайтесь, оно стучит,Вы вроде живы. Но есть ли у Вас СЕРДЦЕ? Впрочем, не только у Вас. И БОГ вам судья.
  • Неизвестная персона
  • 15 июня 2010, 17:48
Ваше горе не нужно не т.н. правозащитникам,не политиканам различного толку ,не продажным журналюгам.Максимум для чего они вас попытаются использовать:поднять скандал для рейтинга и популярности своей.Вашу историю читал и в ЭХе,теперь в Букве-уже несколько месяцев и толку ноль.
  • Неизвестная персона
  • 15 июня 2010, 21:09
* Малыгин Владимир Викторович. Самара, Тухачевского, 222-8
* 15 июня 2010, 10:08
«Бог есть на свете. Помните, я просил Вас помочь опубликовать данные о убийстве моей несовершеннолетней дочери Елены врачами, нарушениях прокуратуры и СКП, Вы обещали, потом звонил Вам в Москву, но телефон уже молчал? Видимо, у Вас были великие планы...»

Нечто похожее я видел во времена горбачёвской перестройки. Был такой трибун краснобай борец за народное счастье и справедливость — болтун Травкин. И вот у здания Ленсовета наблюдаю такую картину — подходит к нему женщина и просит помощь в каком-то деле и такая тоска в глазах трибуна, открытым текстом читается — ну что ты тут со своей хернёй ко мне привязалась...?
  • Малыгин - неизвестной персоне от 15 июня 2010, 17.09.
  • 16 июня 2010, 01:05
Я Вам желаю того же милейший, только больше в 2 раза. Грешно — но Вам -да, с довеском. А потом посмотрите, что будет, херня или нет.
Я то пойду до САМОГО КОНЦА, пока законный путь, а дальше не как в священном писании. У меня в отличии от других одна дорога и обратной дороги НЕТ. Ищите и обрящете. Вот я и ищу. И это мой путь. Напиши, кто ты есть. Болтать НП проще. А мне и сейчас помогают судьи, адвокаты и друзья, товарищи по прежней работе. Не за деньги, а по совести.
  • Неизвестная персона
  • 17 июня 2010, 00:28
А Пасько то только для себя. А как помочь людям — в кусты. Журналист говоришь, ну-ну...
  • Неизвестная персона
  • 17 июня 2010, 05:21
[quote]
ГП: Да. И вдруг все вспомнили: «А, ты же военный у нас! Ты же когда лейтенантом был, давал какую-то подписку». Ее дают автоматически военные журналисты. Выпускники Львовского политучилища давали эту подписку автоматически и тут же забывали про это дело. Потому что никогда в жизни к секретам никаким не допускались. Так же как мы автоматически становились и членами КПСС, не приходя в сознание, не понимая, зачем нам это надо. [/quote]
А позвольте узнать, господин Пасько, работая в газете «Боевая вахта» Тихоокеанского флота денежные выплаты за офицерское звание с 1983г. в кассе вы тоже в не приходя в сознание получали?
[quote]
ГП: Они имеют право так поступать согласно уставу суда. Потому что в уставе писано, что они должны отслеживать только нарушение Конвенции и ничего больше. Они не вникают ни в суть самого дела, которое рассматривала российская сторона, не обсуждают, не выносят каких-то вердиктов по законодательству национальному. Они решают только вопрос: было ли нарушение защиты прав человека по Конвенции или не было его. Конкретные пункты: 3-й, 5-й, 7-й, 10-й. Нарушено это было, были допущены к человеку пытки — значит, есть 3-я статья. Судили человека дважды за одно и то же дело, как сейчас мы видим в деле Ходорковского и Лебедева, — это протокол 7-й статья 4-я. Точно нарушение, видимое и очевидное. [/quote]
А за чем вы лжете то ? Ходорковский в т.н. первом деле обвинялся в присвоение имущества ( акций ОАО «Апатит» мошенническим путем и уклонении уплаты налогов, как физическое лицо, что несколько отличается от « украли всю нефть», рассматриваемом ныне в Хамовническом суде. Лжец вы очевидный…
[quote]
ГП: У нас есть статья в Уголовном кодексе, Уголовно-процессуальном, которая говорит о том, что дело может быть рассмотрено заново, если есть для этого основания по вновь открывшимся обстоятельствам. Одним из открывшихся обстоятельств как раз перечисляется решение Европейского суда. Вот у нас 815, грубо говоря, решений есть суда, а ни одного пересмотра этого дела в российском судопроизводстве нет. Значит, надо что-то здесь менять — в нашей консерватории, а не там. [/quote]
Ответьте на простой вопрос. Вот к примеру ЕСПЧ рассмотрел жалобу г- на Лебедева, признал его арест незаконным ( три дня незаконно ЕСМНП содержали под стражей по первому делу). Позвольте узнать это обстоятельство, каким ни будь образом, влияет на факт присвоения им мошенническим путем акций ОАО «Апатит» совместно с г-ми Ходорковским и Крайновым? И позвольте узнать, а что же пересматривать то по вновь открывшимся обстоятельствам? Акции чудесным образом, прилетят к государству? Так они бедные и поныне не возвращены… А господа адвокаты Лебедева потрещали со ступенечек о «неслыханном произволе», а заявление о пересмотре дела подавать не стали. Да и не допросишься у них самого этого судебного акта по этой жалобе. За пазухой держат, выронить боятся. И позвольте узнать, выражаясь вашим языком, хрена ли вы про консерваторию лепите?
А теперь позвольте немножечко о ЕСПЧ. Во первых. После дела Иелашку против РФ ( погуглите самостоятельно) авторитет ЕСПЧ , скажем так, послабее веры в девственность Орлеанской девы будет. Во вторых. Обращение в ЕСПЧ, как «гриться» наиболее просматриваемая фишка недели». Гуртом валят. Обращаются все и вы в том числе и вот информации прошла «Ночной губернатор СПб» — господин Кумарин обращается с жалобой . Осужденный на пожизненное заключение бывший начальник астраханского РУБОПа Ринат Салехов со слов его адвокатов в газете «Коммерсант» тоже собирается. Беда-с в том, что благодаря обращению обездоленных акционеров ЮКОСа в ЕСПЧ, шанс выхода РФ из под юрисдикции этого суда стремится к 100% — это легко прогнозируемый вариант развития событий. А вот тогда действительно защита россиян своих законных прав и интересов с помощью этого механизма ставится под угрозу. Вобщем слабоватенько номер отработали… Следующего «ходорковоарбайтера» заводим…
  • Неизвестная персона
  • 20 июня 2010, 23:44
Да, от господина Пасько гражданам РФ помощи видимо ждать не придется. Денежки с Запада отрабатывать будет. И этой статейкой в частности.
  • ten
  • 22 июня 2010, 04:10
Неизвестной персоне
Свои 30 срб. Вы исправно отрабатываете...
  • Неизвестная персона
  • 23 июня 2010, 12:21
гнида продала за 30 срб военную тайну и пытается спихнуть на политику
  • Неизвестная персона
  • 29 июня 2010, 18:12
Паско: « Я жертва. Ещо кака жертва!» . Доказано — не жертва, а «сипиена». А из ЕСПЧ Раша не выйдет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости