На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

20 апреля 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Встреча президентов России, Армении и Азербайджана в Астрахани

Андрей СУЗДАЛЬЦЕВ,

доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики

ХВАТИТ ГРАБИТЬ СВОЮ СТРАНУ РАДИ МИФИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

Россия является единственным субъектом мировой политики и экономики на постсоветском пространстве, поэтому без нее ни одна проблема здесь решиться не может.
ХВАТИТ ГРАБИТЬ СВОЮ СТРАНУ РАДИ МИФИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ 27 октября 2010
Практически сразу же после возвращения из Туркмении Дмитрий Медведев стал участником еще одних переговоров, призванных укрепить позиции РФ на просторах бывшего СССР. Сегодня в Астрахани пройдет встреча лидеров России, Армении и Азербайджана, на которой будут обсуждаться перспективы урегулирования карабахского конфликта. По мнению экспертов, Москва недвусмысленно дает понять, что она и впредь намерена принимать самое активное участие во всех значимых политических и экономических процессах, происходящих на постсоветском пространстве. Другое дело, что и Россия уже не та, что была еще десять лет назад, и отношение к ней у стран региона в последние годы несколько изменилось.

Регион, охватывающий собой бывшие республики Советского Союза, распадается. Иран постепенно подтаскивает к себе Туркмению. Азербайджан все больше тянется к Турции. Грузия, как всегда, ищет себе хозяина на Западе, который будет ее обеспечивать. Наверное, исчезнет Молдавия. Большие проблемы ждут Белоруссию. В Казахстане берут верх прагматические настроения.

В этой ситуации Россия должна перестать искать друзей и начать отстаивать собственные интересы. Тогда и авторитет нашей страны вырастет. Многократно и мгновенно.

Андрей Суздальцев, Россия на постсоветском пространстве, ч. 1

Павел Шипилин: Тема нашей сегодняшней беседы — Россия на постсоветском пространстве. Я позволю себе разделить страны, которые нас сейчас окружают, бывшие раньше республиками, на несколько групп. Если я ошибусь, вы меня потом поправите. Мне кажется, что теперь уже есть две абсолютно самодостаточные страны — Туркмения и Азербайджан. В силу того, что они обладают ресурсами. И есть другая группа стран. Прибалтика, которая при всех ее проблемах больше тянется к Евросоюзу, чем к нам. И, пожалуй, западное направление — Белоруссия и Украина. Потом Грузия. Ну, и Средняя Азия. Казахстан можно выделить, я бы его отделил от всех остальных. Можете ли вы пройтись по всем ним? Может, стоит начать с Запада?

Андрей Суздальцев: С экономики начнем. Самодостаточные республики вы совершенно правильно назвали. Только, конечно, их три — Казахстан, Туркмения и Азербайджан. Но надо учитывать, что во всех этих республиках самодостаточность на очень низком уровне. То есть жизненный уровень будет очень невысоким, если полностью предоставить их самим себе.

ПШ: А с нами можно сравнивать?

АС: Конечно. Мы более обеспечены. Даже у Казахстана есть свои проблемы. В экономике тоже сложился миф о Казахстане. Но я сейчас не буду в это углубляться. У Азербайджана серьезные проблемы — Карабах, лезгинская проблема. Там есть проблемы.

ПШ: И иранская.

АС: И иранская тоже.

ПШ: Но тем не менее согласитесь, что там, где есть деньги, проблем все-таки меньше.

АС: Есть государства, которые находятся практически на грани самораспада, и это уже видно. Например, Киргизия. Под вопросом, как это ни странно, сохранение государственности в Белоруссии. Дело в авторитаризме. Авторитарные режимы победили на всем постсоветском пространстве, кроме, пожалуй, Украины. Причем авторитаризм у нас был понятный, единый.

ПШ: А Армения?

АС: Вы помните, какие разгоны демонстраций были? Какие жертвы? Не так все просто и в Молдавии, где в принципе избиратели голосуют и ведется подсчет голосов. Происходит схватка за власть — конечно, более или менее демократичная.

ПШ: Но ведь на Украине сейчас тоже выстраивается вертикаль? Она фактически выстроилась.

АС: Очень специфическая. Там очень сильные региональные элиты. Страна развивается совершено особым образом. Я все-таки сторонник того, что Украина — демократическое государство. А вот остальные — Белоруссия, Казахстан, Киргизия...

ПШ: Да и Азербайджан тоже…

АС: Азербайджан. Мы имеем даже наследственное президентство: Азербайджан, Туркмения. Не секрет, что нынешний президент Туркмении — внебрачный сын президента Ниязова. То есть и тут вопросы наследования. Допустим, Каримов — очень жесткий тоталитарный лидер. Планируется передача власти его дочери. И у Назарбаева дочери. То есть там встают серьезные проблемы. Другой власти они не знают. К реальной демократии эти страны не готовы.

ПШ: Может, им она и не нужна? Все-таки это мусульманские страны.

АС: Нет, нет, нет.

ПШ: А Туркмения?

АС: Ну что вы. Мусульманская страна — это Турция.

ПШ: Турция — другой вопрос.

АС: Во-первых, Узбекистан — развитое государство. Там хорошая, добротная своя элита. Я вообще преклоняюсь перед узбекским народом. И культура глубокая и древняя. Таджикская культура очень древняя. Там есть на что опереться — традиции и так далее. Они вполне могут построить демократическое общество — но не сейчас. Они, безусловно, его построят. Я в это верю.

Авторитаризм — это находка, причем валявшаяся под ногами. Вот идешь, пить хочется — и тут бутылка воды. Авторитаризм в 90-е годы спас республики от распада, от гражданских войн, от разгула криминала. В конце концов они выжили благодаря авторитаризму. И мы этот авторитаризм, чего скрывать, поддерживали. Было просто: есть конкретный лидер, с ним можно как-то договориться. Это сейчас мы убедились, что эти лидеры живут собственной жизнью, что они не наши союзники и решают свои проблемы зачастую за счет нас, что наш бизнес, наши экономические интересы в этих странах не гарантированы, не обеспечены.

ПШ: Вы не упомянули Россию. Собственно, я тоже ее не упомянул, но вы не упомянули ее как-то намеренно. Получилось, что мы с вами стали оценивать всех остальных как бы с пьедестала.

АС: Это правильный подход. Как ни странно, он не имперский. Просто Россия на постсоветском пространстве является единственным субъектом мировой экономики и мировой политики. Без нас ни одна проблема здесь не решится. И когда ее пытаются решить без нас, возникает коллизия, как, допустим, с Грузией.

Но вернемся к авторитаризму. Мы всегда поддерживали статус-кво. Поддерживали — бывало, и силой, деньгами, ресурсами — Белоруссию; до 2006 года даже частично дотировали Грузию. Потому что мы считали, что эти государства — как бы цепочка вокруг нас, своя зона безопасности. Вопрос безопасности, конечно, стоит для нас очень остро. Сцепление этих государств с НАТО — большая проблема. Все это было понятно.

Но тут мы поняли, что времена изменились. И такие демонстративно авторитарные люди, как Бакиев, который занимался торговлей «геополитическим вектором», брал деньги там и тут, там и тут обещал, вел себя совершенно некорректно, но в духе авторитаризма…

ПШ: А как он должен был себя вести? Давайте попробуем занять позицию Бакиева…

АС: А не надо становится на точку зрения Бакиева.

ПШ: То есть мы должны все-таки…

АС: У нас есть свой собственный интерес. Надо не забывать, что у нас есть своя собственная страна. Это выбор Бакиева — идти с нами на контакт, на то, что мы предлагали ему, или не идти. Они же идут с ходу. И ничего не выполняют. И мы поняли, что эти авторитарные лидеры просто недееспособны.

Знаете, мы неплохо работали с Ющенко. Ющенко — человек, который был в жесткой оппозиции к России, антироссийский человек, но в принципе, когда мы договаривались, он выполнял все. Все выполнял. А смотришь, какой-то союзник — и ничего не выполняет. Помните, что сказал 2 или 3 августа премьер-министр Путин, когда его спросили: «Как вы ведете переговоры с Лукашенко?» Он сказал: «Блестяще ведем. Договариваемся с ходу, но ничего не выполняется». Вот в чем проблема.

И наша политика забуксовала. Наша политика на постсоветском пространстве забуксовала на авторитаризме. Поэтому, когда случилась катастрофа в Киргизии, мы не поддержали Бакиева. Это вызвало шок. Это вызвало страшное беспокойство и в Казахстане, и в Таджикистане, и в Белоруссии, которая приняла у себя Бакиева. Как же так? А легитимность?! А мы говорим: «Какая легитимность, друзья? Вы все пришли к власти — и все при советской Конституции. Лукашенко уже три раза. Это же невозможно. Вы все берете третий, а некоторые и пятый срок. Что же Россия снова должна получать своих парней в цинковых гробах? Защищать ваши интересы? Ваши деньги? Ваши миллиарды?»

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости