А Б В Шрифт

Очередной этап реформы Конституционного суда РФ

Елена Лукьянова,

доктор юридических наук, член Общественной палаты РФ

Старость — судейская радость

Совет Федерации одобрил закон, отменяющий предельный возраст пребывания в должности для председателя Конституционного суда.
Старость — судейская радость 1 ноября 2010
Совет Федерации РФ в конце октября принял поправки в закон «О Конституционном суде РФ», которые отменили возрастные ограничения для его председателя. Изменения, инициатором которых выступил президент Дмитрий Медведев, затронули и организационную структуру КС — в частности, упраздняются пленарные заседания и палаты.

 

В большинстве стран мира для судей все же предусмотрен предельный возраст. В среднем он составляет 70 лет. При этом большинство судей назначаются на должность в возрасте 60—70 лет. Вместе с тем в США предельный возраст для судьи Верховного суда не установлен вовсе. Старейшим в истории Верховного суда США был судья Оливер Холмс, которому на момент отставки в 1932 году было 90 лет. Во Франции члены Кассационного суда выходят в отставку в 75 лет, прочие судьи — в 70 лет. В Бельгии предельный возраст определен в 75 лет для кассационных судей, в 72 года — апелляционных и 70 лет — для окружных судей.

Второй раз в истории Конституционного суда РФ предельный возраст пребывания в судейском кресле не распространяется на его председателя. Это позволяет Валерию Зорькину, чьи руководящие полномочия истекают в феврале 2012 года, а судейские — годом позже, накануне президентских выборов получить назначение на новый шестилетний председательский срок.

В советские годы предельным возрастом судьи Конституционного суда сначала считалось 65 лет, затем 70. В феврале 2001 года предельный возраст для конституционного судьи был отменен, но в декабре того же года вновь установлен на планке 70 лет. Судья не чиновник, пояснили законодатели, тенденция омоложения кадров на Конституционный суд распространяться не должна.

В целом президент переработал закон о КС, принятый 16 лет назад, более чем на треть. При Владимире Путине поправки в него вносились пять раз. Дмитрий Медведев в прошлом году радикально изменил порядок наделения полномочиями председателя Конституционного суда и его замов: теперь они не избираются самими судьями, а назначаются Советом Федерации по представлению президента. При этом срок пребывания на руководящем посту в КС был увеличен с трех до шести лет.

Поправки предусматривают возможность рассматривать определенную категорию дел в заседании Конституционного суда без проведения слушаний. На порядок разбирательства дел без проведения слушаний распространяются все основные принципы конституционного судопроизводства, включая состязательность и равноправие сторон, за исключением принципа устного разбирательства.

Закон также меняет порядок прекращения полномочий судей. Так, в перечень оснований для применения процедуры прекращения полномочий судьи, когда окончательное решение принимает Совет Федерации, включаются случаи, когда судья совершает действия, не совместимые с его должностью, или не участвует в заседаниях КС, уклоняется от голосования без уважительных причин.

Закон в его новой редакции предусматривает, что полномочия председателя Конституционного суда или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению президента, если решением КС установлено, что председатель или заместитель председателя КС не исполняют как следует должностные обязанности.

Комментирует Елена Лукьянова, доктор юридических наук, член Общественной палаты

Правила, касающиеся оснований прекращения полномочий судей Конституционного суда, менялись уже несколько раз. В основном это происходило в связи с приближением отставки отдельных судей. Такие поправки в закон всегда вносил сам Конституционный суд как субъект права законодательной инициативы.

Обычно мне как юристу понятны ходы президента. Но не этот. Более того, эта поправка не вписывается в логику президентских действий. Он все время ратует за совершенствование судопроизводства, за независимость судейского корпуса, а сам устанавливает прямую и пожизненную зависимости от себя председателя одного из высших судов. Нелогично.

Озвученная версия о том, что это сделано лично под Валерия Зорькина, также не представляется мне логичной. Во-первых, Зорькин переизбран председателем суда всего полтора года назад, то есть на весь срок, когда президенту в период новых выборов может что-то угрожать. Во-вторых, Зорькину 67 лет. У него еще целых три года в запасе, что опять-таки исключает ближайшие президентские риски.

Если все же поднапрячься и предположить что-нибудь совсем абстрактное — можно было бы очень умозрительно придумать ситуацию, обосновывающую причины, по которым президент внес эти поправки. Например, усиление борьбы с коррупцией вызовет жесткое недовольство части так называемой элиты, и она захочет сместить президента через процедуру отрешения от должности. Тогда Конституционный суд должен будет давать свое заключение о процедуре предъявления обвинения. А в отличие от других высших судов, председатели которых назначаются Советом Федерации по представлению президента, председатель Конституционного суда окажется «слишком» независимым. Но это, повторяю, малореальная ситуация.

Честно говоря, я бы увеличила предельный возраст для всех судей Конституционного суда минимум на пять лет (до 75), а не только для председателя. Потому что 70 лет для юриста — это совсем немного. К знаниям прибавляется еще и огромный опыт, который в юридической специальности бесценен. И вообще для интеллектуальных профессий возрастной ценз не нужен. Чем старше, тем мудрее.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.