А Б В Шрифт

Кремлю понравилась идея создания «многонародной российской нации»

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Здесь русским духом и не пахнет

Представленная накануне Стратегия государственной национальной политики понижает статус русской нации до народа-объединителя и создает некую «многонародную российскую нацию». Рецептов против межэтнических конфликтов в документе нет.
Здесь русским духом и не пахнет 18 октября 2012
Над проектом Стратегии государственной национальной политики работали четыре бывших министра по делам национальностей: Валерий Тишков, Вячеслав Михайлов, Владимир Зорин, Рамазан Абдулатипов, а также представители администрации президента и правительства. В документе говорится об «объединяющей роли русского народа», о необходимости «сбалансированного и комплексного развития регионов», о «равенстве всех граждан перед законом» и ответственности местных руководителей за межнациональные конфликты.

 

Столкновения на национальной почве в России происходят с завидной регулярностью. Новой горячей точкой стал Верхний Уфалей, находящийся на границе Челябинской и Свердловской областей. В течение нескольких недель в городе возникали стычки между русскими и выходцами с Кавказа. Толчком к резкому обострению стало нападение кавказских хулиганов на бар «Бульвар» в ночь с 6 на 7 октября. Нападавшие, вооруженные битами, цепями и арматурой, избили всех мужчин, находившихся в баре. Драка продолжалась около пятнадцати минут, однако полиция так и не успела приехать, хотя расстояние от бара до отдела полиции — 900 метров. Несколько человек были госпитализированы. После этого инцидента участились нападения на «гостей с юга». Несколько торговых точек, им принадлежащих, были сожжены. 13 октября на площади возле мэрии собралась большая толпа местной молодежи. Участники акции требовали встречи с мэром. После переговоров с силовиками и главой города митингующие разошлись, но предупредили, что, если власти не наведут порядок в городе, они будут действовать самостоятельно.

Изначально планировалось отметить в документе «государствообразующую» роль русского народа. Однако такую формулировку посчитали неполиткорректной, и в новом проекте спорный пункт сформулирован так:

«Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории РФ сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация».

В то же время, отмечают авторы стратегии, сохранению «общероссийской гражданской идентичности» угрожает ряд факторов, обусловленных советской национальной политикой и кризисом государственной власти в 1990-е годы. К ним относится этнический и религиозный экстремизм, региональный сепаратизм, имущественное расслоение.

Для преодоления этих пагубных тенденций стратегия ставит перед государственной властью следующие задачи: обеспечение «равенства граждан перед законом и судом», «открытость и непредвзятость рассмотрения ситуаций, связанных с межнациональными конфликтами». Причем представители региональных властей будут нести ответственность за «отрицательную динамику состояния межнациональных отношений» и тем более — за межнациональные конфликты и столкновения. Оговаривается необходимость «сбалансированного, комплексного и системного развития регионов».

Документ еще не утвержден: ожидается ни много ни мало всенародное его обсуждение (правда, до конца не ясна техническая сторона всенародного обсуждения). Однако проект уже получил одобрение самого главного представителя «многонародной российской нации». А это означает, что в ближайшее время Стратегия государственной национальной политики будет принята, пусть и с несущественными поправками.

Между тем и проект Стратегии национальной политики, и как таковая национальная политика России нуждаются в серьезной корректировке.

Хотя авторы проекта мимоходом пнули советскую национальную политику, Российская Федерация унаследовала ее целиком и полностью. Точнее — ее худшие черты. Тут и рассуждения о «новой исторической общности», и одновременно — культивирование национальной обособленности вплоть до создания автономий для привилегированных народов, и позитивная дискриминация.

Разберем, к примеру, сказки про «уникальную многонародную российскую нацию». Никакой «уникальности» тут нет и в помине. Вообще наций, которые бы существовали неизменно от начала времен, немного. В генезисе современной немецкой нации приняли участие разные германские народы, а также западные славяне. Предки современных французов — галлы, римляне и германское племя франков. Английская нация — еще более сложный сплав, в котором смешались бритты, римляне, англы, саксы, датчане-юты, норманны, нормандцы и даже, как утверждают некоторые, западные славяне, которые в эпоху викингов разбойничали в Балтийском и Северном морях не хуже норманнов и датчан. Но это не мешает современным англичанам быть единой цельной нацией и говорить на одном языке, то же самое можно сказать о немцах или французах. Вполне цельной нацией ощущают себя и швейцарцы, несмотря на то, что говорят на четырех различных языках.

На рубеже XX—XXI веков европейские элиты выбросили лозунг «Европа для всех» и решили поэкспериментировать с «мультикультурностью». Несколько лет назад стало ясно: никакого «единства непохожих» не получается, проект мультикультурной Европы провалился. Ситуация, когда новые граждане европейских стран не хотят становиться европейцами — учить язык и принимать европейские законы, обычаи и нормы поведения, — чревата вечной войной всех против всех.

Но для руководителей России опыт современной Европы, где приходится выбирать между политическими догмами и сохранением государств, ничего не значит. Равным образом их ничему не научил печальный финал Советского Союза. В России, как и в СССР, существуют привилегированные регионы, куда направляются самые щедрые финансовые потоки. А руководители этих регионов наделены фактически неограниченной властью на «своей» территории.

Наверное, многим уже поднадоели разговоры о «кормлении Кавказа», которое следует прекратить, но не далее чем в начале октября Чеченская Республика получила 95-миллиардный бонус за эффективное распределение бюджетных расходов. В некоторых национальных республиках (например, в Адыгее, в Башкирии) доля представителей «титульной нации» составляет менее половины населения, но именно им достаются кресла во властных и силовых структурах. Зато многие коренные народы России не имеют национально-государственных автономий. К числу таких непривилегированных наций относятся и русские, которым авторы кремлевской стратегии определили место «народа-объединителя».

Как относятся русские к тому, что они являются неполноправным большинством в своей стране, что национальная политика властей определяет их как субстрат для построения государства? Большинство, как полагается, «сохраняет спокойствие и не поддается на провокации». Всероссийской националистической партии русских, к великой радости либеральной интеллигенции, нет. Глухое недовольство время от времени прорывается кровавыми столкновениями с «гостями», которые считают себя хозяевами. Власти иногда признают межнациональный характер подобных стычек, хотя чаще всего говорят о «бытовом» или «чисто уголовном» характере конфликта.

Сможет ли предложенная Стратегия национальной политики снизить накал межнациональной напряженности? Политолог Алексей Титков сомневается в этом, отмечая формальный подход авторов документа.

«Очевидно, отсутствие межнациональных конфликтов может войти в число показателей, которые президент и правительство спрашивают с глав регионов. Сегодня такими показателями, за которые губернаторы отвечают головой, являются безработица, наличие рабочих мест, задержка пенсий и зарплат бюджетникам, подготовка коммунального хозяйства к зиме. Сейчас и межнациональный мир может войти в число таких приоритетов, но сложно сказать, какая будет реакция на региональном уровне. Или будут принимать профилактические меры, или постараются, чтобы информация о межнациональных столкновениях не появилась в прессе, будут давить на СМИ».

Традиционная риторика о «многонародной общности», считает эксперт, вызовет ожесточенную критику у националистических политиков. В целом стратегия вряд ли что-то решает, и ситуация в лучшем случае консервируется.

Недостатком национальной политики России Титков называет отсутствие свободной общественной дискуссии по этому вопросу.

«Есть знаменитая 282-я статья Уголовного кодекса, согласно которой по результатам экспертиз любое высказывание можно признать криминальным. По миграционной политике дискуссии нет. Например, недавно федеральная власть приняла более жесткие решения по мигрантам в надежде понравиться гражданам, но, поскольку эта тема некритикуема, вероятность, что эти меры дадут результат, невелика. Меры принимаются вслепую, а значит, возможны различные негативные последствия», — отмечает он.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

orel
Каждый год 4.11.2012г. русские будут выходить на улицы городов со знаками Русского марша.И никогда не будет этой поганой российской нации,а будет Русская республика.Как Чувашия,Чечня и Мордовия.Русские,создадим Русскую республику!
alex-mark2
Усилиями власти в любой стране давно нет народа, вместо него население, которое разрознено, разбавлено инородцами и не имеет ни четкой цели, ни способа ее достижения.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.