А Б В Шрифт

Запущенный Путиным четвертый энергоблок Калининской АЭС в Удомле постоянно лихорадит

Надежда ПОПОВА,

специально для «Особой буквы»

От атомной Удомли до Москвы — 280 километров по прямой

После публикации на «Особой букве» статьи «Росатомная реакция» упоминавшийся в ней хромой четвертый энергоблок на Калининской АЭС наконец-то остановили — для ревизии оборудования. Но оптимизма это все равно не вселяет — аварии могут продолжиться.
От атомной Удомли до Москвы — 280 километров по прямой 3 марта 2012
23 февраля «Особая буква» опубликовала материал «Росатомная реакция». В нем рассказывалось о ситуации в атомной отрасли страны. Мы затронули несколько громких тем: недавний взрыв в Федеральном ядерном центре, в бывшем Арзамасе-16 (сегодня город Саров), пожар на ледоколе «Вайгач» и атомной подлодке «Гепард», а также многочисленные нештатные ситуации на отечественных атомных станциях. В частности, на четвертом блоке Калининской АЭС. После этой публикации аварийный энергоблок был остановлен. О том, что предшествовало остановке энергоблока, и о многочисленных аварийных ситуациях, случавшихся на нем за последние месяцы, — в статье журналиста Надежды Поповой, занимающейся криминальными расследованиями в ядерной сфере.

 

Сегодня в 30 странах мира работают более 450 ядерных реакторов. Более двух третей суммарной мощности всех АЭС мира сосредоточено в нескольких странах: США (104 энергоблока), Франции (59). В России эксплуатируются 32 энергоблока. В Японии до трагедии на «Фукусиме» работали 55 энергоблоков. За работой Калининской АЭС следят «десять глаз»: Федеральная служба по атомному надзору, Государственный санитарный надзор, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды, Государственный пожарный надзор, Федеральная служба по технологическому надзору РФ. На уровне аварийности АЭС это пока никак не отражается.

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко в ходе заседания президиума правительства РФ в конце минувшего года заявил, что 2011 год стал особенным для российских атомщиков: с советских времен не было такого количества ядерных пусков. Господин Кириенко назвал некоторые запущенные объекты: АЭС «Бушер» в Иране, первый исследовательский реактор на быстрых нейтронах и завод по обогащению урана в КНР. Также было завершено строительство первого блока АЭС «Куданкулам» в Индии. А в декабре минувшего года был пущен четвертый блок Калининской АЭС в Удомле (Тверская область).

Что и говорить — количество пусков запредельное! Но о фактах многочисленных технических сбоев на атомных объектах, в первую очередь на Калининской АЭС, руководство Росатома предпочитает не распространяться. А факты есть, и они тревожны.

Бывший глава атомной Удомли, главный редактор газеты «Голос Удомли» Дмитрий Подушков рассказал «Особой букве», что на протяжении всего последнего времени собирал хронологию событий на Калининской АЭС.

Вот что происходило на Калининской АЭС непосредственно перед включением в сеть четвертого энергоблока — того самого, который запускал премьер Владимир Путин.

8 ноября, 18.16 — реактор энергоблока №4 выведен на минимально контролируемый уровень мощности (МКУ). Выход на МКУ, или достижение критического состояния реактора, — одна из завершающих операций этапа физического пуска энергоблока № 4, который начался 20 октября 2011 года, когда в реактор была загружена первая кассета с ядерным топливом.

15 ноября, 15.08 — включена аварийная защита на блоке №4 с запуском технологических защит реактора. Эти события классифицируются как разуплотнение второго контура. Это сложная аварийная ситуация. Но все организационные просчеты вешали на персонал. При этом администрация пытается снизить категорию аварии.

15 ноября, 18.09 — реакторная установка остановлена действием автоматической защиты из-за снижения уровня в компенсаторе давления.

17 ноября, 20.37 — при работе блока защитой от замыкания на землю отключен главный циркуляционный насос.

22 ноября, 19.59 — на энергоблоке №4 была произведена первая синхронизация генератора с сетью — пробное включение энергоблока в сеть. После достижения предельных значений технологического состояния оборудования энергоблок был отключен от сети (причина не ясна).

23 ноября, 02.12 — при работе блока №4 на мощности 230 МВт турбогенератор отключен от сети из-за достижения предельного значения теплотехнического состояния турбогенератора, реакторная установка разгружена. Турбогенератор выведен в неотложный ремонт.

25 ноября, 02.49 — мощность блока снижена с 320 до 280 МВт из-за отключения главного циркуляционного насоса.

26 ноября, 10.46 — при работе реакторной установки главный циркуляционный насос отключен действием земляной защиты. Предварительная причина — короткое замыкание на вводе кабеля в электродвигатель.

«Четвертый блок Калининской АЭС трясло и в январе. А в конце февраля было сразу две остановки, — продолжает свой рассказ Дмитрий Подушков. — 24 февраля в 13.03 при работе блока №4 произошло отключение турбогенератора. Мощность реакторной установки была снижена до 35 процентов. И в 18.35 того же дня при работе блока №4 турбогенератор-4 был отключен от сети из-за вибрации трубопроводов».

Все случаи остановки в декабре и январе на Калининской атомной станции мы перечислять не будем, дабы не утомлять читателя. После публикации материала «Росатомная реакция» хромой четвертый энергоблок на Калининской АЭС наконец-то остановили — для ревизии оборудования.

Не все гладко, оказывается, и на третьем блоке Калининской АЭС.

«На блоке №3 после ремонта осенью прошлого года взорвался водород в реакторе при гидроиспытаниях, — говорит Подушков. — Предстояла замена всех чехлов СУЗ (система управления и защиты реактора). А надо бы было вскрывать реактор и смотреть активную зону. Информация шла очень скудная. Ремонт продлевали и продлевали. При гидроиспытаниях запарило весь гермообъем. Неизвестно, был ли он закрыт. Там были люди. Могли людей потерять, если бы они оказались рядом с течью. Информацию от оперативного персонала скрывают. И это уже норма».

«Причины остановок и снижения нагрузки энергоблоков на АЭС разные: это снижение сопротивления изоляции, неполадки в электротехническом оборудовании, короткое замыкание в кабельном тоннеле, — рассказывает «Особой букве» профессор, доктор технических наук, член комиссии по модернизации при президенте РФ Игорь Острецов. — Все эти неисправности не в ядерных, а в электрических компонентах АЭС. Неисправности в ядерных компонентах случаются реже. Но их последствия могут быть более тяжелыми: это ядерные аварии и выбросы радиации. И все эти внеплановые отключения и снижения мощности, даже когда реактор отключается не действиями автоматики, а операторами, влияют и на безопасность работы атомной станции. Переходные процессы, когда мощность реакторов меняется, особо опасны как для изношенного оборудования реакторов с продленным сроком эксплуатации, так и для относительно новых устройств. А неисправность в электрической части АЭС может стать началом ядерной аварии».

Внеплановые ремонты сегодня на многих атомных объектах проводятся поспешно. Это хорошо видно на примере третьего и четвертого блоков Калининской атомной станции. Может быть, есть какая-то установка из головной конторы, то бишь из Росатома?

Недавно интересной информацией поделился заместитель главы Росатома Сергей Обозов. На одном из массовых мероприятий он рассказал, каких успехов удалось добиться корпорации при развертывании так называемой Производственной системы «Росатом» (ПСР). В частности, Обозов поведал, как были «оптимизированы» сроки сооружения именно четвертого энергоблока Калининской АЭС в Удомле. Как признался Обозов, при системном применении элементов ПСР менее чем за один год удалось полностью ликвидировать отставание по срокам ввода в 193 дня. И ПСР была признана высокоэффективным методом организации строительства. То есть сэкономленные 193 дня при строительстве энергоблока — главное ноу-хау.

Сегодня в рамках ПСР, по признанию Обозова, действует 150 пилотных проектов. В программы ПСР уже вовлечено более 80 предприятий Росатома. Где ожидается следующее «кровопускание»? И кто остановит этот разгул головотяпства, а самое главное — сокрытия аварийных ситуаций на атомных объектах? И не пора ли компетентным органам обратить внимание на этот самый ПСР и базарные методы работы в госкорпорации «Росатом»?

К слову, от Удомли до Москвы по прямой — 280 километров.

 

Материал подготовили: Надежда Попова, Роман Попков, Александр Газов

Комментарии

orel
Для чего все это?Для продажи энергии за границу.Они откажутся от тшести,восьми станций,а мы столько же построим.Россия с атомным лицом.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.