А Б В Шрифт

Трагедия в Японии тронула сердце россиян

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», — специально для «Особой буквы»

Братский народ Японии

Москвичи несут цветы к японскому посольству. Знаю, что многим это кажется странным — ведь мы же с Японией враги!
Братский народ Японии 14 марта 2011
Знаю, хватает тех, кто считает, что японцев «бог наказал» за то, что они позарились на наши Курилы. Антон Носик, впрочем, вызвал небольшое, простите за неловкий каламбур, «цунами», написав, что, мол, вот как японские товарищи отметили выход нового айпада, а потом пояснил, что искренне сочувствовать горю далекой страны, где не пострадал никто из его родных и знакомых, у него не получится, а показное сочувствие и ни к чему. Каждую минуту в мире вообще много народу гибнет или умирает по разным причинам, и мы же не заламываем руки по этому поводу.

 Кадры из Японии идут ужасающие!

А еще почти все вспоминают, как сблизила нас с поляками гибель самолета президента Качиньского. Тогда народ тоже шел с цветами к польскому посольству, и народу было столько, что это поразило и поляков и, кажется, нас самих. Равно как и реакция наших властей, которые были, по-моему, вполне человечны и искренни, и за них чуть ли не впервые не было стыдно.

Так какие же мы? Я думаю, что мы в целом неплохие. И как раз к чужому горю очень восприимчивы. Возможно потому, что в нашей жизни горя тоже хватает. С одной стороны, мы из-за этого черствеем, а с другой — прекрасно представляем себе, каково это. И потом есть у нас одна традиционная особенность: мертвых мы любим больше, чем живых. Видимо, это относится не только к нашим мертвецам, но и к заграничным тоже.

Кадры из Японии идут ужасающие! И россиян они тронули. Конечно, кому-то при любом раскладе айпад будет интереснее. И в дни траура люди у нас бодро слушают задорные музыкальные станции. Но подобных людей, я думаю, везде хватает. Так же как и тех, кто злорадствует.

Кто-то ведь и 11 сентября ликовал, кому-то и гибель Качиньского подняла настроение. И сейчас ненормальные тоже есть. Но их не могло не быть при том промывании мозгов, какое было в последнее время из-за курильской проблемы.

Другое дело, что в целом к японцам как к народу мы же хорошо относимся.

Я тут, кстати, отметил бы любопытную вещь: у нас гораздо лучше отношение к тем, против кого мы воевали в Великую Отечественную, — то есть немцам и японцам, чем к тем, кто воевал против них вместе с нами, — американцам и англичанам.

Это значит, что мы не столь злопамятны и способны оценить японскую изобретательность, их работоспособность, вежливость, порядочность — все те человеческие качества, которыми они стереотипно отличаются в массовом сознании и которых не хватает нам самим. А позицию по Курилам ассоциируем скорее с правящими кругами, чем с обычными людьми. Ну, мне так кажется, во всяком случае.

Если же кто-то полагает, что в случае с поляками наш порыв был более массовым и ярким при несопоставимых численных масштабах трагедии, то тут сыграл свою роль фактор близости беды. Ведь Польша совсем рядом, а Япония за тридевять земель, да и самолет польский упал у нас под Смоленском. То есть та беда буквально вошла в наши дома, а японская беда все-таки «телевизионная».

Но, в любом случае, мы еще не до конца свихнулись и в большинстве своем реагируем на трагедию в Японии как достойные люди, а не как гопники с проканифоленными мозгами.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.