А Б В Шрифт

Статья УК «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» породила лишь проблемы

Татьяна РЯЗАНОВА,

парламентский корреспондент «Особой буквы»

Коррупционеры с подачи депутатов получили возможность уйти от ответственности

Силовики и законодатели недовольны новой статьей о мошенничестве в сфере предпринимательства.
Коррупционеры с подачи депутатов получили возможность уйти от ответственности 23 мая 2013
Спустя полгода после принятия <br />в Госдуме задумались о необходимости новых перемен. Проблемы есть, признают многие, но удастся ли их решить, неясно. 22 мая в Госдуме на круглом столе обсуждали печальные последствия принятия осенью прошлого года поправок в Уголовный кодекс, инициированных Верховным судом. Тогда помимо статьи 159 «Мошенничество» в УК появилось еще шесть, конкретизирующих это преступление по сферам деятельности.

Новая статья «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» породила множество проблем, вынуждены были признать силовики, депутаты и ученые. Единоросс Илья Костунов обозначил ключевую: под смягчение санкций (во всех новых статьях они мягче, чем в «материнской норме») попали преступления, связанные с хищением денег из госказны.

По его словам, «должностные лица, прибегающие к коррупционным практикам, получили возможность уйти от ответственности». Раньше по общему составу «Мошенничество» им грозило до 10 лет тюрьмы, теперь — не более пяти. Плюс их нельзя на время следствия отправлять в СИЗО. «Это явно не соответствует   сегодняшнему запросу общества и точно не соответствует решительному настрою власти на привлечение коррупционеров к ответственности», — возмущался депутат. Он напомнил собравшимся, что общественное внимание приковано к работе правоохранительных органов, расследующих злоупотребления при реализации крупнейших инфраструктурных проектов: Саммит АТЭС, универсиада в Казани, зимняя Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу 2018 года.

Сократился с 10 до двух лет и срок давности по этим преступлениям. «Получается, что дела по мошенничествам, совершенным до февраля 2011 года и повлекшим ущерб до 6 млн рублей, должны переквалифицироваться (на новую статью) и прекращаться. То есть за преступления, совершенные в феврале 2011 года, уже невозможно привлечь к ответственности» — подвел итоги представитель правящей партии.

Замначальника Следственного департамента МВД Сергей Манахов рассказывал о популярности мошенничества среди российских преступников: «Количество преступлений в 2012 году сократилось на 4,3 процента, вместе с тем мошенничество выросло на 10. Такая же тенденция наблюдается и в 2013 году: на 3 процента уже рост», — поделился он статистикой. В ведомстве считают, что законодатели связали им руки в борьбе с такими преступлениями: за мошенничество с государственными ресурсами до 6 млн рублей преступнику светит «всего» три года и посадить под арест, пока следователи собирают доказательственную базу, нельзя. В то же время злоумышленник может сбежать из России, угрожать свидетелям либо запросто уничтожить вещдоки.

Единоросс Рафаэль Марданшин тоже признавал, что проблемы существуют и частично в этом виноваты судьи. Он рассказывал о сообщениях из регионов, откуда, по его словам, жалуются, что суды не хотят применять более гуманные статьи: «Они ссылаются на то, что нет разъяснения Пленума ВС. При общении с Верховным судом нам даны разъяснения такого плана: есть закон, они должны его выполнять, разъяснения не нужны». По его словам, ВС пообещал собрать руководителей судов субъектов и провести разъяснения нового закона.

Судья Верховного суда Николай Тимошин подтвердил, что проблемы были, но на семинарах судьям все разъяснили. Планируется провести мониторинг применения новых статей.

Завкафедрой теории и права Тверского госуниверситета Владимир Крусс, в свою очередь, нашел логичное объяснение тому, почему судьи отказываются применять новые нормы о мошенничестве в сфере предпринимательства в ожидании разъяснений Верховного суда. «Формулировка построена на оценочных понятиях! — возмущался он. — Что значит «сопряженное», «преднамеренное», «неисполнение договорных обязательств»? В какой мере неисполнение, полностью, частично, в каких-то деталях?»

Но пока депутаты ищут лишь возможность записать «что-то в законе». Илья Костунов напомнил про идею переписать статью о мошенничестве среди предпринимателей так, чтобы она не распространялась на хищение госимущества. В этом случае попавшиеся на этом будут идти по самой строгой «обычной» 159-й статье, предусматривающей максимальное наказание до 10 лет. ВС эту идею уже поддержал, правительство пока отмалчивается.

Есть и другая мысль — пойти по проторенной дорожке и дополнить УК еще одной статьей о мошенничестве в сфере размещения и исполнения государственных, муниципальных контрактов.

Но обсуждать плюсы и минусы каждой из идей участники круглого стола не стали. Большинство просто высказывалось за то, что нужно не спешить и повременить: посмотреть на правоприменительную практику.

Комментарии

polycarbonatoff
Да, уж!
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.