А Б В Шрифт

«Новая газета»: суд над Павлюченковым не поможет установить заказчика убийства Политковской

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

С широко закрытыми судами

Сегодня в Мосгорсуде начнется суд над предполагаемым организатором убийства Анны Политковской, экс-офицером МВД Дмитрием Павлюченковым. По мнению родственников и коллег Анны, этот суд не поможет ответить на главный вопрос — о заказчике убийства.
С широко закрытыми судами 12 декабря 2012
Процесс будет проходить в особом порядке и, скорее всего, в закрытом режиме — это позволяет досудебная сделка, заключенная Павлюченковым со следствием. Вполне возможно, что от родственников Политковской как от участников процесса потребуют подписку о неразглашении подробностей суда. Давать такую подписку потерпевшие не намерены. Накануне суда над Павлюченковым главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, его заместитель Сергей Соколов, сын убитой журналистки Илья Политковский и адвокат Анна Ставицкая, представляющая интересы семьи Политковской, дали пресс-конференцию в Интерфаксе, в ходе которой рассказали, почему этот суд не поможет установить личность заказчика убийства журналистки.

 

История Дмитрия Павлюченкова феерична. Он офицер элитного подразделения московской милиции, возглавлял секретную группу агентов, обязанностью которых было наружное наблюдение за преступниками. Фамилии и тем более лица этих агентов и их руководителя знали далеко не все начальники столичного главка МВД. И вот выяснилось, что Павлюченков, элитный командир элитных людей, в сообщничестве с чеченским преступным авторитетом Лом-Али Гайтукаевым организовал слежку за Анной Политковской в рамках подготовки ее убийства. Теперь Павлюченков — подсудимый, но никто из его непосредственного руководства в главке столичной полиции не понес никакой ответственности за сращивание секретной спецслужбы с криминальным миром. Безнаказанными остались и подчиненные Павлюченкова, осуществлявшие непосредственное наблюдение за журналистской за «левое» денежное вознаграждение, которое получали от своего шефа.

Сегодня Московском городском суде начнется процесс по делу одного из организаторов убийства Анны Политковской — Дмитрия Павлюченкова. По поводу полезности этого судебного разбирательства в деле установления заказчика убийства журналистки у родственников Анны и у редакции «Новой газеты» нет никаких иллюзий.

Прежде всего, следует объяснить, что суд над Павлюченковым волею следственной группы станет отдельным, боковым ответвлением от общего древа «дела Политковской». Большой суд по этому делу — над братьями Джабраилом, Ибрагимом и Рустамом Махмудовыми, а также экс-офицером МВД Сергеем Хаджикурбановым — начнется, скорее всего, весной будущего года.

А пока на повестке дня Дмитрий Павлюченков — сотрудник секретного отдела наружного наблюдения столичного ГУ МВД. Именно этот человек, по версии следствия (да и согластно своим собственным показаниям), был организатором убийства Анны Политковской. Именно он отвечал за так называемое «второе кольцо наружного наблюдения» за журналисткой, в его ведении находились финансовое обеспечение преступления, подготовка оружия для киллера и так далее.

На предыдущем процессе над братьями Махмудовыми и Хаджикурбановым подсудимые были признаны невиновными коллегией присяжных. Это произошло из-за плохой подготовки гособвинения к суду. Павлюченков там выступал в качестве свидетеля обвинения, но, по словам замредактора «Новой газеты» Сергея Соколова, «выступал он весьма неубедительно, и всем было ясно, что он причастен к преступлению».

Как заявили на пресс-конференции сотрудники «Новой газеты», именно коллективу редакции в рамках собственного журналистского расследования удалось найти свидетелей, подтвердивших причастность Павлюченкова в качестве организатора к убийству Политковской. «В результате мы принудили следствие взять Павлюченкова под арест», — рассказывает Соколов.

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов особо отметил факт того, что Павлюченков не сам пришел с повинной, а, напротив, до изобличения скрывал свою причастность к убийству. Скрывал ее, давая показания в суде. Учитывая то, что Павлюченков был организатором преступления, можно с уверенностью утверждать, что он знает всех посредников, связывавших преступную группу с заказчиком преступления, а возможно, знает и самого заказчика.

Таким образом, сдача заказчика в случае с Павлюченковым должна была быть для следствия непременным условием заключения досудебной сделки и особого порядка. «Нет заказчика — нет сделки», — описывает единственно приемлемую формулу соглашения с Павлюченковым Муратов.

Вместо реальных показаний, которые могли бы вывести на заказчика убийства, Павлюченков начал называть в качестве «заказчиков» политически мотивированные фамилии: Бориса Березовского и Ахмеда Закаева.

Сергей Соколов напомнил, что муссирование причастности Березовского к преступлению началось уже через несколько дней после убийства Анны: «Тогда периодически различные специфические личности — типа экс-офицера госбезопасности Лугового и бывшего сотрудника охраны Леонида Кучмы Мельниченко — говорили, что «где-то что-то слышали про причастность Березовского к делу». Потом эта теория на время угасла и вновь возродилась после ареста Павлюченкова».

Мы имеем дело с интересной картиной: сотрудники «Новой газеты» фактически вручили следственной группе Павлюченкова со всеми сопутствующими его изобличению доказательствами. А следственная группа, вопреки мнению потерпевших и коллег Анны Политковской, заключила с Павлюченковым неоправданную сделку, гарантирующую ему мягкий приговор и закрытый суд. При этом следственной группой было одобрено утаивание Павлюченковым фамилии заказчика, пускание им «дымовых завес» — вроде Березовского и Закаева как заказчиков убийства.

Саботаж реального расследования убийства Анны Политковской, а также саботаж расследования другого громкого дела — об избиении Олега Кашина, — особенно дико выглядят на фоне небывалой активности Следственного комитета по делу о так называемых «массовых беспорядках» на Болотной площади и делу по «Анатомии протеста».

Напомним, от ответственности уже не первый год уходят весьма влиятельные люди, которые стоят за убийством Политковской и попыткой убийства Кашина. А их подельники либо отделываются «особым порядком» судебного следствия с неизбежно мягким приговором, как Павлюченков, либо и вовсе уходят от ответственности, как в случае с делом Кашина.

В то же время идут обыски у безобидных активистов оппозиции, вроде Юрия Набутовского, вся вина которых заключается в том, что они ездили на семинары в Литву. А полностью признающие несуществующую вину граждане, вроде Максима Лузянина, получают серьезные сроки.

Павлюченкову позволяют не называть заказчиков особо тяжкого преступления — убийства. Зато у Леонида Развозжаева в подвале выбивают липовые показания о «подготовке массовых беспорядков».

Фотографии избивавших Кашина людей, предоставленные самим журналистом, следователи и оперативники месяцами держат в пыльных шкафах, не ведя по ним никакой работы. Зато шапки, якобы похищенные Развозжаевым в 1997 году в Ангарске, в поле зрения СКР. Вася «Киллер» Степанов, у которого руки по локоть в крови, на свободе, а куча ранее не судимых гражданских активистов — за решеткой. Братья Махмудовы оправданы судом, а юную Александру Духанину никакой российский суд не оправдает.

Дмитрий Павлюченков, помимо дела Политковской дающий показания и по другим уголовным делам (например, по убийству журналиста Пола Хлебникова), скорее всего, будет сидеть весь свой не очень большой срок в СИЗО и в колонию не поедет. «И даже в СИЗО Павлюченков, учитывая слабое состояние здоровья, скорее всего, будет находиться в тюремной больнице, а потом, возможно, врачи сочтут его пребывание за решеткой неоправданным», — говорит «Особой букве» Сергей Соколов.

А вот активист «Левого фронта» Владимир Акименков будет слепнуть в камере, а потом, ослепший, поедет по этапу.

2012 год — год больших уголовных дел, больших судов. Эти дела, эти суды полезно сравнивать.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.