А Б В Шрифт

Письмо журналиста Сергея Соболева, обвинившего РЖД в гибели жены, взорвало Рунет

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Подвижной состав преступления

С мелкими неудобствами, которые сопровождают любую поездку на железнодорожном транспорте, конечно, можно смириться. Или мы не постсоветские люди, не понимаем… Но с тем, что РЖД регулярно собирает кровавый урожай, примириться трудно.
Подвижной состав преступления 15 февраля 2013
«Российские железные дороги» — успешная госкорпорация. Она предлагает услуги по перевозке на любой вкус: и для любителей комфорта, и для тех, кто готов вытерпеть аскетические условия поездки. Правда, недоброжелатели отмечают, что комфорт и скорость большинства пассажирских поездов в России все-таки уступают европейским, а вот цены — наоборот. Особо въедливые граждане придираются к многокилометровым заборам и турникетам, отделяющим пространство станции от остального мира. Дело в том, что эти «крепостные стены» с КПП, ощетинившиеся стальными пиками изгородей и дубинками охранников, противоречат закону, да и денег на них уходит немало, тогда как убежденные безбилетники все равно катаются даром. В полусотне километров от областного центра редко встретишь крытую платформу — за счастье приходится считать несколько павильончиков, где можно укрыться от дождя или ветра. А на дальних станциях, где трава по пояс, не редкость платформы на уровне земли. Впрочем, с этими мелкими неудобствами можно смириться. Или мы не постсоветские люди, не понимаем… Но с тем, что РЖД регулярно собирает кровавый урожай, примириться трудно.

12 февраля Рунет взорвало письмо журналиста Сергея Соболева. 18 января его жена погибла под колесами поезда. Это произошло на наземном переходе возле станции Салтыковская в подмосковной Балашихе. За последующие пять дней на том же переходе погибли еще два человека. А за год, подсчитал Соболев, на «переходе смерти» погибают 20—25 человек.

«Все эти люди, включая мою жену, ушли из жизни там, где этого не должно было произойти — на наземном пешеходном переходе. Комментируя эти случаи, представители ОАО «РЖД» цинично заявляют о полном соответствии ГОСТам и нормам безопасности этого объекта. Примерно то же можно услышать из уст чиновников балашихинской администрации. Однако любой здравомыслящий человек, побывав на станции Салтыковская, приходит в ужас от так называемых мер безопасности, — пишет Соболев. — 31 января врио губернатора Московской области Андрей Воробьев объявил о том, что власти выделяют дополнительные средства на строительство цивилизованных подземных и надземных переходов. Правда, только разработка проекта займет три года. Это еще около 60 трупов. В Интернете очень легко найти видеосюжет 2010 года. На кадрах какой-то местный чинуша говорит о том, что строительство развязки начнется в 2012 году. Как вы понимаете, даже к подготовительным работам не приступили».

Перспективы судебного процесса, который намерен инициировать Сергей Соболев, в эфире «Коммерсант FM» оценила руководитель юридической фирмы «Гражданские компенсации» Ирина Пескова: «Конечно, у людей могут быть положительные перспективы. Не секрет, что несколько тысяч людей ежегодно гибнет на железнодорожных путях. Точная сумма нигде не афишируется и не озвучивается. Но тем не менее это абсолютно реальный факт. Я думаю, что ни руководство железной дороги не будет это скрывать, ни какие-либо правоохранительные органы, в частности транспортная прокуратура. Поэтому, конечно, инициатива очень хорошая. Она очень сложная. Юридическая перспектива у нее очень сложная. Но тем не менее заниматься, конечно, этим нужно».

Соболев обвиняет в гибели своей жены и других людей ОАО «РЖД» и балашихинскую администрацию.

«Все эти смерти на совести тех людей, которые нагло говорят о безопасности и заботе о пассажирах, — заявляет он. — Я обвиняю людей, отвечающих за строительство подобных объектов и, очевидно, разворовавших средства, выделенные на это. В ближайшее время будут подготовлены соответствующие судебные претензии. Кроме того, я и те люди, которые разделили мою трагедию, начинаем общественную кампанию. Ее конечная цель — обязать РЖД выполнить свои обязательства по строительству безопасных пассажирских объектов».

В РЖД на письмо Соболева отреагировали своеобразно: на балашихинском переходе гибнет не по два десятка человек в год, а всего пять — семь, а жена журналиста попала под поезд, скорее всего, потому, что переходила пути на красный сигнал светофора. Хорошо еще, не стали попрекать вдовца, будто он «пиарится» на смерти жены.

«Сам виноват» — это типично российская реакция на человеческую трагедию. «Сам виноват» отравившийся просроченным йогуртом — надо смотреть дату изготовления и срок годности и вообще думать, где покупаешь. «Сама виновата» школьница, изнасилованная и убитая трудолюбивым гостем из ближнего зарубежья — зачем ходила в короткой юбке. «Сами виноваты» пассажиры утонувшего теплохода, посетители сгоревшего клуба, жители смытого города и так далее и тому подобное. Однако мы не будем уходить в моральные дебри, а просто посмотрим статистику подобных происшествий за последние годы.

За первые полгода 2012 года на железных дорогах Вологодчины погибли 20 человек, сообщает Regnum.

27 июля три школьницы из подмосковного Тучкова были сбиты скорым поездом «Москва — Брест». «Этот переход очень опасный, тут нет ни одного предупреждающего знака», — рассказывают местные жители. После гибели школьниц переход наскоро залили бетоном.

29 ноября 2012 года в Воронеже, возле станции «Динамо», поезд сбил девушку на переходе. По предварительной версии следствия, девушка была в капюшоне и во время перехода через пути, возможно, слушала музыку, а потому не заметила приближающийся поезд.

28 декабря 47-летний мужчина и 26-летняя девушка попали под поезд в Ростове, переходя пути возле остановочной площадки «Рабочий поселок». Оба погибли на месте.

31 января два человека погибли, переходя железнодорожные пути по так называемому пешеходному настилу в районе станции Сколково в Московской области. Практически каждый месяц происходят несчастные случаи на станции Ново-Переделкино.

По данным СМИ, только в Московском регионе на железных дорогах погибло более 90 человек.

Мрачную славу поезда-убийцы стяжал знаменитый «Сапсан» — скоростной экспресс, курсирующий между Москвой и Петербургом. Кровавой «эффективности» этого поезда способствует его скорость. Для того чтобы стать жертвой «Сапсана», не обязательно стоять у него на пути — мощный воздушный поток, образующийся при движении скоростного поезда, затягивает жертву под колеса состава, даже если она стоит в нескольких метрах от железнодорожного полотна.

Тут, конечно, и сами железнодорожники, и «симпатизирующие» РЖД блогеры, и просто граждане с активной позицией «сам виноват» не преминут напомнить, сколько народу гибнет по причине своего преступного легкомыслия, когда самый внимательный машинист не в силах предотвратить наезд на человека. Кто-то пытается пролезть под вагонами, кто-то катается на крыше состава, кто-то в пьяном виде падает с платформы под колеса...  Да, это так. Трудно поставить универсальную «защиту от дурака». Но в этой статье речь идет о смертях, которых могло бы не быть.

Очевидно, что только путепроводы, подземные и надземные пешеходные переходы обеспечивают достаточную безопасность тем, кто пересекает железнодорожные пути. Речь идет как о пешеходах, так и транспорте. Проблема в том, что эти объекты, хотя и располагаются на землях, находящихся в ведении ОАО «РЖД», не входят в железнодорожную инфраструктуру и даже не упоминаются в уставе железнодорожного транспорта. Поэтому ОАО «РЖД», будучи госкорпорацией, то есть частью государства, изо всех сил старается уклониться от участия в финансировании этих объектов — то есть проявляет себя как частная компания. Очень удобная позиция — фактически мечта любого бизнесмена: пользоваться всеми благами административного ресурса, при этом не возлагая на себя лишних обязательств и ответственности.

«Согласно федеральному законодательству, строительство автомобильных путепроводов не может осуществляться на средства ОАО «РЖД», так как данный вид деятельности не является для компании профильным. Требования ряда субъектов РФ о строительстве ОАО «РЖД» автомобильных путепроводов являются незаконными и не подкреплены никакими нормативными документами», — заявляют железнодорожники.

Андрей Воробьев, временно исполняющий обязанности губернатора Московской области, намерен посетить «переход смерти» возле станции Салтыковская. «Я буду разбираться, смотреть и принимать решение, которое должно исключить смерти. То, что я видел, то, что говорят люди в сюжете по телевидению, — это страшно», — заявил он. Рабочая поездка врио губернатора на место недавней трагедии запланирована на 20 февраля. Для столь опасного участка пять дней — это неимоверно много, учитывая частоту происходящих на станции трагических событий.

Со своей стороны, администрация субъектов Федерации настоятельно старается привлечь РЖД к строительству многоуровневых развязок. Так, 2012 год был отмечен упорными и долгими препирательствами руководства Ленинградской области и железнодорожников по поводу строительства трех путепроводов. Закономерным результатом подобных споров является затягивание строительства многоуровневых переходов и переездов и, как следствие, увечья и гибель людей на рельсах.

После того как в соцсетях и СМИ стало распространяться письмо Сергея Соболева, подмосковные власти пообещали, что в обозримом будущем на станции Салтыковская будет оборудован путепровод. Об этом сообщил начальник управления транспорта Балашихи Александр Столбов. По его словам, в третьем квартале текущего года завершится проектирование подземного перехода. Как отмечает сайт «Российский туризм», ОАО «РЖД», судя по всему, не будет участвовать в строительстве.

«Это только первый шаг. Мы добились пока только обещаний, — констатирует Сергей Соболев. — Но ничего конкретного пока не известно. Что, когда, как. Сейчас выясняем».

Остается надеяться, что для претворения обещаний в жизнь потребуется не слишком много кровавых жертв.

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.