А Б В Шрифт

Предсмертная записка Долматова порождает новые загадки

Виталий КОРЖ,

обозреватель «Особой буквы»

Почерк плох, но разборчив

«Не верю!» — сказал бы Станиславский, если бы прочитал предсмертную записку Александра Долматова. Текст ее заставляет подозревать, что свои последние слова беглый оппозиционер и ракетчик сказал не совсем самостоятельно…
Почерк плох, но разборчив 21 января 2013
В Интернете гуляет предсмертная записка Александра Долматова — оппозиционного активиста и сотрудника конструкторского бюро, который вскоре после событий 6 мая эмигрировал в Нидерланды, а 17 января при загадочных обстоятельствах покончил с собой. Вот ее текст: «Мама, мамулечка! Я ухожу, чтоб не возвратиться предателем, опозорить всех, весь наш род. Так бывает. Выдержи. Я прошу тебя. Я с тобой тот, что был раньше. Пусть (неразборчивое имя) переезжает к нам. Ничего, вы выдержите. Это лучший вариант. Живи с ним. В России (нрзб) что просто (нрзб) Покеда... …что довело меня до бегства из России. Лень и разгильдяйство не дали мне изучить новые законы. Я предал честного человека, предал безопасность Родины… Верьте в Бога. Не слушайте всяких деятелей. Россия сильна как ни одна другая страна и будет только сильнее. Жизнь в России гораздо лучше, чем где бы то ни было. Если это возможно, отправьте мое тело в Россию».

Рукописный оригинал опубликовал Олег Кашин на своей странице в Facebook.

Сказать, что этот документ выглядит в высшей степени сомнительно, — значит не сказать ничего.

«Такое ощущение, что человек писал под пистолетом»; «Это не Сашина записка, не его стиль изложения, он никогда бы не написал этих слов, все, что здесь написано, из его уст звучало бы с точностью наоборот. Это либо диктовка, либо подстава»; «Похоже не на предсмертную записку больше, а на ухмылку какого-то деятеля как раз» — вот мнения людей, прочитавших эту записку.

Стиль записки действительно странный. Чего стоит одно словечко «покеда», совершенно неуместное в предсмертной (!) записке, которую человек адресует родной матери. В целом слог сбивчивый, рваный, чтобы не сказать «истеричный». В таком духе могла бы сочинять очередную «предсмертную» записку девочка-эмо — перед тем как чикнуть бритвой по венам на глазах у родителей. Взрослый человек, готовящийся добровольно шагнуть за грань вечности, изъяснялся бы иначе.

Те, кто знал Долматова при жизни, характеризуют его как человека рассудительного — то есть само по себе самоубийство выглядит не слишком достоверно. Религиозной экзальтированности за ним тоже не замечали, и призыв «верить в Бога» вызывает недоумение. Равно как и сетования на собственные «лень и разгильдяйство»…

Зато призыв «не слушать всяких деятелей» должен всякие недоумения развеять. Чекистские «уши» торчат отсюда настолько откровенно, что не заметить их невозможно. Сюда же относятся и рассуждения о сильной России, которые чем-то неуловимо напоминают передачу «Наша Russia» и откровения Светы Курицыной («мы стали более лучше одеваться и засеивать больше земель»).

После прочтения этой записки у человека, по идее, должно создаться такое впечатление: запутался парень, предал Родину и президента, но в последний момент одумался, и упокой, Господи, его душу... Если сознание человека прошито государствообразующим мифом «осажденной крепости», то он вполне может в это поверить. Людям с мифологичным сознанием вообще свойственно принимать на веру то, что соответствует их представлениям о мире. А в охранительной мифологии существуют злокозненный Запад, ежедневно интригующий против нашей великой Евразии, и «национальный лидер», возглавляющий светлые силы. «И взор его проникновенно добрый, и нереально лик его лучист». Так называемая «предсмертная записка» Долматова, авторство которой в высшей степени сомнительно, ориентирована как раз на граждан, усвоивших основной евразийский миф.

Однако операция прикрытия одной «предсмертной запиской» не ограничивается. Через блогеров продвигается сказка о том, что Долматова пытались разрабатывать западные спецслужбы. И вот, дескать, осознав, что его толкают к предательству, беглый оппозиционер-конструктор покончил с собой…

Сказка про злых империалистических шпионов, которые довели русского политбеженца до самоубийства, — это очередной сентиментальный бред. Очевидно, что, если бы Долматова действительно взяли в оборот как носителя стратегических секретов, его не оставили бы в лагере беженцев. Его поместили бы в пресловутую секретную тюрьму ЦРУ, или — примем более мягкий вариант — в скромную комфортную квартиру, где он постоянно был бы под контролем.

Нашим антизападникам, которых так возбудила гибель Долматова в Нидерландах, следует помнить, что это российские полицейские 6 мая винтили Долматова на Болотной площади. Это отечественные чекисты подсылали к нему провокаторов, организовали слежку и устроили обыск у него в квартире. Спецслужбы НАТО здесь были ни при чем. Скорее всего, и к его гибели западные разведки не имеют никакого отношения.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.