А Б В Шрифт

Бонапартистский режим Путина. За что боролись люди на Болотной? Перспективы рабочего движения

Анатолий БАРАНОВ,

главный редактор «Форум.МСК»

Сегодняшний Нарышкин — не менее дворянин, чем Нарышкины 200 лет назад

Еженедельная передача «RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА». Ведущий — обозреватель «Особой буквы» Роман Попков
Сегодняшний Нарышкин — не менее дворянин, чем Нарышкины 200 лет назад 2 мая 2012
Считается, что на Болотную площадь вышел креативный класс — своего рода «новые буржуа». Но это не так. В акциях протеста в большинстве своем приняли участие наемные работники — то есть пролетарии, пусть и в не измазанных соляркой ватниках. Я подозреваю, что нам навязали заблуждение, классово разделяющее Москву и регионы. Тут оппозиция, безусловно, проиграла, не сумев доказать, что против власти по всей стране выступили «рассерженные горожане» во всем их разнообразии.

Путин выстроил бонапартистский режим

Путин выстроил бонапартистский режим

Роман Попков: Здравствуйте. В сегодняшнем «Ресете», который веду я, Роман Попков, мы беседуем с Анатолием Барановым, редактором «Форума.МСК», одного из наиболее ярких и интересных порталов Рунета.

Скажите, пожалуйста, вот вы — человек левых взглядов, правильно?

Анатолий Баранов: Я бы даже сказал, последовательно, а то и радикально левых.

РП: Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения человека левых взглядов. Сегодняшнюю, текущую.

Есть такая концепция, что в современной России мы имеем дело вовсе не с капитализмом и даже не с олигархатом, а с феодализмом. Точнее, с неофеодализмом. То есть это абсолютизм, даже не очень просвещенный — феодальная вертикаль и все такое прочее. И в этой связи по поводу Сахарова, Болотной — всех этих процессов гражданского общества — говорят так: вышел креативный класс, вышли «рассерженные горожане», мелкие буржуа… Может, это и логично: раз тут феодальный строй, значит, мы идем к буржуазной революции. И людям левых взглядов стоило бы принять это как данность и быть пока союзниками?

АБ: Мы очень длинную цепочку выстроили. Надо ее по звеньям немножко уточнить.

РП: Давайте.

АБ: Итак, с конца. Вовсе даже не креативный класс вышел на Болотную площадь. И на Сахарова. На Болотной социологии не было, а на Сахарова социологию проводили троцкисты. На самом деле там срез людей по профессиям, по роду занятий был примерно такой же, как в среднем по Москве. Там были рабочие. Были в большинстве своем никакие не мелкие буржуа, а наемные работники, то есть пролетариат. Сейчас принято говорить — новый пролетариат, потому что они не в солярке, не в ватниках. Но это наемные рабочие, которым, кроме собственного труда, нечего продать. Были в том числе классические рабочие. И пенсионеры — бывшие трудящиеся. Это основная масса. А процент буржуазии и креативного класса был примерно средним по обществу, то есть по нескольку процентов.

Так что это некоторое заблуждение — я подозреваю, сознательно прививаемое: вроде как в Москве креативный класс, а в регионах пролетарии. Это была большая опасность, и эта опасность реализовалась. То есть оппозиция здесь проиграла. Она не смогла доказать общественному мнению, что никакой не креативный класс выступил против власти, а выступили «рассерженные горожане». И можно было приехать в Воронеж — как я и сделал, кстати говоря, 4 февраля. Приехал и выступил там. Меня очень хорошо приняли. «Дорогие товарищи, я такой же, как вы. И на Сахарова, на Болотную, вышли такие же, как вы». И люди мне поверили, потому что это правда.

В общем-то, эти акции прошли же по всем городам, просто не столь массово, как в Москве и Петербурге. И вранье, дикое вранье, что провинция как-то сильно не любит Москву. Я в конце этой зимы возвращался по трассе М4. Ко мне дважды подходили совершенно незнакомые люди, причем не где-то там в городе. Ну ладно, подошли бы в Ростове — какой-нибудь университетский профессор. Нет. Один раз подошел человек на бензозаправке — даже не в Каменске, а в районе Каменска-Шахтинского, а другой — тоже где-то там в степи. Я кофе остановился попить. Человек видит: лицо непонятно чье, но где-то, кажется, видел. И московские номера на машине. Дважды люди подходили: «Вы там молодцы, вы там держитесь; мы ненавидим Путина также, как и вы, — не думайте, мы вас поддержим». Абсолютно незнакомые люди, от которых мне ничего не надо было. И им от меня тоже. И таких примеров — миллион.

Теперь обратно отмотаем цепочку. Насчет феодализма. Неофеодализм — это не феодализм. Да, действительно, у нас в обществе идет процесс социокультурной деградации. Он касается общественного производства: оно примитивизируется, упрощается. Он, естественно, касается и других сфер жизни: культуры, социальных процессов — политики в том числе. Этот процесс, кстати говоря, не наш, уникальный. Он идет во всех странах, которые переходят к постиндустриальному укладу. Об этом еще Тоффлер писал 20 лет назад.

На самом деле переход к постиндустриальному укладу реанимирует более архаичные по отношению к буржуазному строю элементы предыдущих эпох. Причем не только феодальной, но и рабовладельческой. Другое дело, что у нас процесс социокультурной деградации принял какие-то нечеловеческие размеры. Мы действительно провалились из недостроенного социализма не в капитализм, и даже не в эпоху первоначального накопления капитала, а в эпоху, близкую к Смутному времени, когда в недрах феодального общества только формировались буржуазные отношения — они же долго формировались на самом деле. И российская промышленность намного старше, чем капитализм, как и любая другая. Но суть от этого не меняется.

Мы не повторяем старый феодализм: мы строим новый микст — не сами строим, не сознательно. Социализм надо строить сознательно: упорно и по плану. А вот деградировать очень легко. Предела совершенству здесь нет: в принципе можно провалиться до каннибализма (и ничто не помешает). И вот эти деградантные элементы присутствуют сегодня в нашей жизни, куда ни ткни. На самом деле путинский режим не уникальный: это бонапартистский режим — этому определению уже 150 лет, даже двести. Луи Наполеон…

РП: Это XIX век, да? Третья империя?

АБ: Аналогии были и в более поздние эпохи в других странах, но это первая модель. Вот примерно то, что у нас. У нас появились новые дворяне. Единственно, что они не вешают себе графские титулы, но сегодняшний Нарышкин — не менее настоящий Нарышкин, чем прежний. А если посмотреть по имущественному состоянию, так те Нарышкины еще и позавидовали бы. Но бонапартистский режим — не такой уж древний. Это не эпоха Ивана Грозного. Все-таки XIX век. Хотя тоже не отрадно. Когда мы говорим о том, что наши акции протеста напоминают акции протеста буржуа эпохи Великой французской революции… Ну, похожа свинья на коня, только хвост не такой.

РП: О перспективах протеста и тех идейных — идеологических — векторах, которые могли бы вдохновить протест, мы поговорим во второй части нашей программы.

На Болотной площади люди боролись не за интересы, а за идеалы

На Болотной площади люди боролись не за интересы, а за идеалы

РП: Мы с вами и поговорили, и вспомнили о том, что такое современный российский режим, на что он более всего похож — этакий бонапартизм. В этой связи каковы перспективы гражданского протеста? Какие идеологии были бы наиболее уместны в данном историческом контексте? Сейчас много говорят о социал-демократии: мол, необходимо возродить умеренный социал-демократический дискурс, вновь вернуть его в Россию. Может, это поможет выстроить протест? Или я неправ? Может, вы видите какие-то другие сценарии?

АБ: Ну, начнем с конца. Я, собственно, писал об этом в декабре и в начале января и, видимо, не ошибся, когда сказал, что первый этап протестной активности — нарастания этой активности — будет неструктурированным, гражданским и всеобщим и займет период от 4-го до 4-го числа. Совершенно очевидно, что 4-го числа Путин должен был выиграть (и выиграть в первом туре), это было ясно заранее. Меня только удивил его результат: я все-таки думал, что он будет немного скромнее.

РП: Да, нарисовали-то от души.

АБ: Да, но принцип был понятен. Конечно, этот этап напоминал буржуазную революцию — попытки выстроить какой-то адекватный парламентаризм, добиться конституционных свобод, поскольку у нас же есть Конституция и парламент, но все это — достаточно фиктивные инструменты. Мы прекрасно понимаем, что власть распределяется не так. Власть распределяется сверху вниз — отчасти по феодальному принципу. То есть президент наделяет своих — тех, с кем он играл в футбол в детстве, с кем он служил в Германии, с кем боролся на татами. Вот это его, можно сказать, братва, а можно сказать, дружина… его аристократия. От названия суть этой публики не меняется. Естественно, в XXI веке, после нашей достаточно культурной истории, такая система не может не вызвать возмущения. На самом деле к ней можно притерпеться: сменится еще одно поколение, и вырастут дети, которые ничего другого не знают. Вот мы сейчас говорим: Римская империя, Рим… Да, но ведь Рим-то был сначала республикой.

РП: Да, до определенного этапа.

АБ: Это была принципиальная республика, вплоть до того, что римские патриции, во времена первого Цезаря, кончали жизнь самоубийством, когда понимали, к чему все идет. Но потом поколения сменились, и бывшие гордые римляне терпели и Калигулу, и Нерона, и еще более забавных лиц.

РП: Но ведь прошло две тысячи лет. Современный мир шире и прозрачнее, и даже ребенок, который родился и вырос при Путине, имеет телефон, а в нем — окно в другой мир; он может сравнивать, как живут в других странах.

АБ: Может. Но мы пока не знаем, что вырастет из путинюгенда. Мы просто не знаем, ведь он еще не вырос. В принципе сама идея воспитания поколения под себя для подобных режимов понятна, характерна и обоснована. Поэтому значимость, принципиальность этих выступлений именно в том, что это, может быть, наш последний шанс. У нас ведь были и другие попытки: были массовые выступления 2005 года.

РП: Ситцевая революция?

АБ: Это были колоссальные выступления, и в основном в регионах. В этот раз мы ничего не слышим о выступлениях Московской области, а в 2005 году было 50 таких выступлений. Сейчас уже входит в жизнь поколение, которое просто воспринимает многие институты. Мы-то помним, как они формировались, из какого сора эти цветы вырастали, а для них так было всегда. Это угроза. Эти люди, когда подрастут, будут искать решение проблем именно так — взяв мобильный телефон и решив: а поеду-ка я в Таиланд.

РП: Я поеду в Астрахань, бороться за честные выборы. Или, там, в Ярославль…

АБ: А вот не очень-то они поехали. Все-таки один из стабилизирующих любой режим факторов — это возможность уехать. Во времена Великой французской революции парижскому буржуа деваться было особо некуда, поэтому он брал косу, натыкал ее на палку и лез на баррикады — что страшно, что опасно, что мучительно. А сейчас человек, с его большим окном в мир, думает: а может, я не буду решать общие проблемы? Может, решить свои личные? Методом перемещения себя куда-то… Это серьезная проблема, но пока еще мы видим, что наше общество способно коллективно защищать свои интересы — я бы даже сказал, свои идеалы. Ведь то, что было на Болотной, не было интересами: это были идеалы.

РП: Конечно, конечно.

АБ: Вот в Астрахани можно говорить об интересах: местная власть и так далее. А это что-то большое, общефедеральное: я протестую против несправедливости. Как я ее понимаю, так и протестую. Но такие общегражданские выступления, не подкрепленные никакой идеологией, не могут быть очень долгими. Они либо сразу приносят результат, либо истощаются. И мы видим, что сейчас наблюдается некоторый спад протестной активности, но следующий этап — я об этом писал, и я это вижу — конечно, классовый. То есть дальше идет идеологически классовый этап. Отдельные крупные группы граждан, собранные уже не по абстрактным, а по очень серьезным интересам, вступают в борьбу за эти интересы — в том числе очень высокие, политические. В этом году забастовочная активность по сравнению с прошлым годом (по первой половине года) выросла в два с половиной раза.

РП: Об этом мы и поговорим в третьей части нашей программы: о забастовках, рабочем движении и о месте рабочего движения в общепротестном.

Перспективы рабочего движения

Перспективы рабочего движения

РП: Знаете, есть такой тезис, что бедные — не значит буйные. Что революции делают все-таки пассионарии, выходцы из городского среднего класса — дети адвокатов, дворян… Эсеров можно опять же вспомнить, большевиков даже некоторых. Все-таки на что стоит надеяться? На сплоченные коллективы пассионариев, которые борются за очень высокие идеалы и которые кровно никак не связаны с протестным движением — то есть лично им бороться не за что: их не бьют и не угнетают. Либо все-таки большие массы людей придут в движение…

АБ: А я бы не стал противопоставлять.

РП: То есть будет симбиоз?

АБ: Без закваски в виде пассионарных групп не обойтись. Совершенно необязательно это должны быть дети присяжных поверенных; это могут быть представители разных слоев — политически, идеологически мотивированные и достаточно убежденные, сильные люди. Таких не бывает много, и они нужны нам. Но если деятельность этих людей не приведет в движение большие группы, большие массы, то все останется в истории революционного движения — как те же народники.

Что есть рабочий класс сегодня? Социокультурная деградация, о которой мы говорили, коснулась всего общества. Она коснулась верхов, потому что Путин — деградант, даже рядом с Ельциным (хотя куда уж там). По уровню своей мотивации это существо более низкого порядка. Также и относительно рабочих людей. Кто были рабочие в эпоху промышленной революции в России? Это самые шустрые, самые энергичные люди, которые вырвались из деревни. Они вырвались в силу своей внутренней целеустремленности, энергичности, отвязности, в чем-то — авантюрности. Они попали в промышленную среду, которая на тот момент была самой передовой, самой продвинутой.

А сейчас у нас что произошло? Во-первых, после Октябрьской революции очень многие рабочие получили возможность учиться и выйти из своего класса. Потому что профессия инженера, профессии технологов стали благодаря промышленному развитию массовыми. Самые шустрые из шустрых учились, и они вышли из своего класса. На следующем этапе — это наша перестройка и все прочее — некоторая часть рабочих снова ушла: она деклассировалась, перешла в бизнес, а то и в бандиты. И социальный градус в той среде, которую мы сейчас называем рабочим классом, несравнимо ниже прежнего.

РП: А некоторые еще и в милицию ушли, которые уж совсем такие…

АБ: Ну да. Я процитирую слова Леши Этманова, известного нашего профсоюзного деятеля, который говорит: очень трудно работать с людьми, главная цель которых — перестать быть рабочими. Понимаете, да?

РП: Вы говорите очень страшные вещи с точки зрения сторонника классовой борьбы. Ведь получается, что остались худшие?

АБ: Я должен говорить те вещи, которые есть, а не те, которые хочется услышать. Борьба с негодными средствами, с негодным анализом ситуации приведет к отвратительным результатам. Надо это понимать. С кем мы имеем дело? Я же не говорю, что это люди плохие: они хорошие. Они гораздо более образованы, чем их предшественники 100 лет назад. Неизмеримо более образованы.

Более того, рабочий класс расширился. Именно благодаря изменению способа производства. Сегодня и техники, и технологи, и инженеры, и конструкторы — это тоже рабочий класс. Те, кто непосредственно связан с производством, кто приходит на смену. Ну заводского гудка сейчас нет, у всех часы, и тем не менее… Это все люди, связанные с производством; это рабочий класс.

Он уже сложно устроен, сложно структурирован. Там есть люди, которые зарабатывают больше, которые зарабатывают меньше. Есть очень квалифицированные, которых администрация даже боится затрагивать. Есть и те, кого сегодня за людей вообще не считают. Вот на «Салюте» есть два общежития (завод «Салют», у которого сейчас большие проблемы). По мне — так оба паршивые — представьте, 20 лет прожить в комнатушке. Но одно общежитие для людей с российским паспортом, которое все-таки похоже на дом, обычный пятиэтажный дом. А другое — для таких же специалистов, которые тоже очень долго там живут, но это не россияне: молдаване там, узбеки, украинцы. Это бывший полуразвалившийся детский садик, где вообще жить нельзя. Вот и тут есть разница. Даже среди тех, кто выходит сегодня на протест, и то есть некоторое расслоение. Это факт.

Но работать с этой средой необходимо, потому что у рабочего класса есть свой общий интерес, который ему в целом понятен. Это сохранение производства. Именно сейчас, когда выходы из сословия произошли, когда люди понимают, что из этого общежития, останься все по-прежнему, им не вырваться и из своего жалованья на начало бизнеса не накопить, становится ясным, что улучшить положение можно лишь вместе со всеми и вместе с производством. Что если производство накроется? Ведь деградация у нас затрагивает самые сложные, самые высокотехничные производства, что бы там ни врал нам Владимир Владимирович про 25 млн новых мест, которые он собирается открыть непонятно где, — пока что они закрываются. И вот этот интерес — связи с производством — гораздо более определенный, гораздо более жизненный, и ради него люди пойдут на большее, чем на протест во имя какой-то абстрактной несправедливости.

В этом протесте абстрактная несправедливость уже заложена — и в самых обостренных формах, ведь на политическую несправедливость накладывается социальная, а еще и классовая. Ведь многие помнят, что когда-то они хотя бы номинально числились хозяевами всего. А сейчас приходят какие-то люди и обращаются с ними как с человеческим мусором. А людям это не нравится. Они пока еще помнят, что было по-другому. Они привыкли к другому. И это очень серьезный потенциал.

РП: Ну что ж, мы поговорили сегодня о российском неофеодализме, о том, каким образом развиваться обществу дальше, и нашли ответ на один из важных вопросов: во что должен перетекать гражданский протест, где нужно искать силы, опору оппозиционным политикам, поговорили о рабочих, о рабочем движении. С нами был сегодня Анатолий Баранов, главный редактор «Форума.МСК», один из ярких левых интеллектуалов современной России.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков, Владимир Кенетов, Виктория Романова, Нина Лебедева, Александр Газов

Комментарии

крепостной Вадим, сельцо
Вы рассуждаете в отрыве от реальности, от сущности русского народа. Это называется аберацция сознания.
Пока Вы не поймете что такое русские федерасты, новая историческая общность людей сформированная под влиянием нацизма+садизма+православия, Вы не сможете адекватно оценивать происходящее.
Я считаю все идет по плану затухающих колебаний.
Никакого отношения к осознанному протесту не имеет.
Проблемы материального характера довлеют над русскими федерастами и именно эти проблемы и вызывают кратковременные всплески активности.
Большие материальные проблемы, ожидаемые мной в 13-14 годах, вызовут огромные всплески активности и разрушат навсегда РОССИЮ. Аминь!
P.S. Подлинный человек безымянен, безличностен, бездушен, без-умен, без-откуден. Возможно с самого начала Богу не стоило творить мир.
Это была великая ошибка, которую человечество теперь пытается исправить с помощью большой бомбы.
И сейчас это напоминает человека, который пишет в темноте. Буквы неровные, но все же их можно разобрать.
Когда мы пишем во тьме, мы пишем более или менее автоматически, физически, бездумно, позволяя руке быть собой. Более того, написанное выглядит коряво, подобно простому зову и ответу, но действие в нем ясно просматривается
otr-gn@yandex.ru
Норышкин -дворянин ? ! Воздержусь- не то,что побаиваюсь,Мой дед
тоже был высокого ранга, а вот где, когда и за что расстреляли, до настоящего времени молчание,Моего отца в 50г арестовали и осудили
в один день на семь лет.У прокуратуры запросил все исходные данные,
так до отписывались,что трижды в справке исправляли фамилию отца
фамилия моего отца правильно Отрожденнов.а по ряду замечаний по справке . Прокуратура отвечает:« Возможно были допущены не точности
при оформлении»
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.