А Б В Шрифт

В Москве стартовала мэрская кампания с предсказуемым результатом

Мария ПОНОМАРЕВА,

обозреватель «Особой буквы»

Мистер Икс и мистер Бин

Кремлевское решение московской задачи: «игрек» (Собянин) всегда будет на порядки больше «икс» (любой из кандидатов от оппозиции). Возможен ли другой расклад? Да, если «икс» — это Лужков. Ну или предложены принципиально иные условия задачи.
Мистер Икс и мистер Бин 12 июня 2013
Итак, 11 июня началось официальное выдвижение кандидатов на пост градоначальника столицы. Основные игроки уже определены: Сергей Собянин, Иван Мельников, Сергей Митрохин, Алексей Навальный, Владимир Овсянников, Сергей Удальцов. Осталось добавить сюда представителя «Гражданской платформы» да нескольких неключевых фигур, и можно в принципе спрогнозировать весь ход выборов, а заодно и их результат. Все могло бы измениться лишь в двух случаях: если бы к команде кандидатов добавился Юрий Лужков или же и сама кампания, и голосование были предельно честными и равными для всех. Несмотря на то что оба варианта не просто утопичны, а абсолютно нереальны, любопытно представить, к чему это могло бы привести.

Серьезно рассматривать шансы соперников Сергея Собянина при нынешней политической ситуации глупо: часть из них получат от ворот поворот при регистрации даже не под благовидным, а просто под любым предлогом, других снимут прямо с дистанции за «нарушения». Представителям системных партий, без которых власти не обойтись, во время агитации не дадут даже десятой доли процента возможностей нынешнего и.о. градоначальника. Не говоря уже о самой процедуре голосования и подсчета голосов. Впрочем, все это и так отлично знают: видано, заснято, запротоколировано и описано.

Соперники Собянина преследуют разные цели — от политических до имиджевых, — но и они прекрасно понимают: не сидеть им на Тверской, 13 и не петь со сцены «Дорогая моя столица» на Дне города.

Вместе с тем даже в условиях не просто неравной, а нечестной конкуренции есть человек, способный побороться с «тюменским варягом». И вы этого человека прекрасно знаете.

Конечно, всерьез говорить о втором пришествии Лужкова нельзя — слишком уязвимы он сам, его семья и деньги для того, чтобы Юрий Михайлович захотел показать, кто в столице хозяин. Но мы, опять-таки, говорим о гипотетических шансах на победу в схватке с Собяниным. А они у «мэра с кепкой» огромные.

Не буду держать пари на крупную сумму, но парой тысяч рублей я б рискнула, поставив на Лужкова как на фаворита в паре с Собяниным. Безусловно, последние годы правления Лужкова были временем небывалого кумовства, коррупции и управленческого хаоса. Но память человеческая — вещь странная. Если говорить о политиках, то бессмертная фраза Штирлица — «Запоминается последнее» — тут не работает. Обычно мы судим о них по временам расцвета.

У Юрия Михайловича расцвет пришелся на средину 90-х, когда после хаоса и темноты (в прямом смысле) города при Попове он быстро обеспечил москвичам пусть во многом внешний и весьма своеобразный, но порядок. Тогда еще никто не слышал, что Елена Батурина — «преуспевающий бизнесмен», однако все понимали, что в Москве есть хозяин. Плохой, хороший — не столь важно. Просто есть. И это до сих пор помнят и ценят.

Кто может навскидку без «Википедии» назвать отчество Сергея Собянина? Я — нет. В то время как Юрий Михайлович и в фамилии-то не нуждается.

Кто может без подсказки сказать, что плохого или хорошего принесло нам хозяйствование Сергея Семеновича (отчество я в «Гугле» уточнила)? Думаю, сходу назовут «выделенки» и плитку. А еще? Ведь человек возглавляет Первопрестольную уже два с половиной года. Ах да, еще ликвидация ларьков и палаток, превратившая жизнь москвича «спального района» в бесконечный и утомительный поиск супермаркетов.

А вот деяния Лужкова — и со знаком плюс, и со знаком минус — любой горожанин выдаст не раздумывая. Да это и не главное — Лужкова просто знают.

Поэтому те, кто исправно ходит на выборы и голосует сердцем, галочку поставят напротив знакомой фамилии. И никакие кадры с сажающим цветы Собяниным тут не помогут — летом основной электорат тоже сажает, но не цветы, а что поважнее…

Напомню, мы все еще говорим о нечестной борьбе. А при ней самый важный фактор — административный ресурс. И вот здесь-то и было бы самое интересное, потому что мы могли бы увидеть битву титанов: чиновники против чиновников.

Да, Сергей Собянин поменял верхушку московской власти. Но клерки-то остались те же самые, лужковские, его командой утвержденные, обласканные и мухлевать приученные. И далеко не факт, что поддержали бы они нового хозяина.

Один крупный московский управленец как-то сказал мне: «Я три года назад, костеря Лужкова и Батурину, представить себе не мог, что скажу то, что скажу. Так вот, я сейчас готов их портреты в красный угол поставить и молиться на них, как на иконы. Потому что то, что делают команда Собянина и приведенные им люди, преимущественно из Татарстана, даже не беспредел, а маленький северный пушной зверек, захвативший все сферы в городе».

Цитирую точно, потому как повторялась эта мантра не один раз, подкреплялась примерами и звучала достаточно убедительно.

В общем, здесь выиграл бы Юрий Михайлович — пусть не в основное время, но в серии пенальти точно.

Плюс Мосгордума, избранная (или назначенная — скандал с фальсификациями, напомним, был грандиозный) при Лужкове. Плюс старые и добрые отношения с лидерами системной оппозиции, которые его сменщику выстроить не удалось. Короче, нет у Собянина методов против своего предшественника. И очень жаль, что мы этой эпической схватки не увидим.

А теперь перейдем к еще более гипотетическому варианту, когда меняются не участники, а условия задачи. Представим идеальную предвыборную борьбу: регистрируют всех желающих, никаких государственных финансовых вливанию в пользу городского бюджета, все средства из фондов поддержки, у кандидатов одинаковое время на телеэкране, равная агитация в СМИ, дебаты в прямом эфире. После чего проводится честное голосование и честный подсчет.

В этой утопической ситуации шансы Собянина выиграть чуть выше, чем в борьбе с Лужковым, но и тут они не слишком велики.

Дебаты (обязательно онлайн) и.о. мэра неминуемо проиграет. Это беда всех современных назначенцев. Один американист как-то объяснил мне разницу между российскими публичными политиками и штатовскими:

«Понимаешь, все, кто прошел школу теледебатов, обязательно внутренне и внешне меняются. Они знают не только болевые точки соперника, но и свои уязвимые места. И они с ними борются. Плюс это меняет характер: закалка, смекалка, знания. Ну и обещанное приходится выполнять — конечно, не все, но хоть какую-то часть. У наших ничего подобного нет, поэтому и называть их публичными политиками в прямом значении этого термина нельзя. Разве что думских тяжеловесов».

Кстати, о думцах — у нас их пока в гонке трое (один при этом бывший). Но Овсянников как оратор себя еще не показал, так что остаются Мельников и Митрохин. Они-то, вероятно, и будут победителями дебатов. У обоих стаж вербальных сражений такой, что шансов они никому не оставят. Никому — в том числе и Алексею Навальному.

Да, выступления Навального с трибун протестных акций, как правило, успешны и удачны. Кроме того, он неплохо дебатировал во время выборов в Координационный совет оппозиции. Однако это всегда речи для уже подготовленной аудитории. Само собой, у говорящего штампами и канцеляризмами Собянина он выиграет, но Митрохина, да и Мельникова ему не одолеть. Остальные претенденты на мэрское кресло в тройку лидеров не попадут.

Что еще происходит во время предвыборной гонки? Встречи с избирателями. Здесь тоже у Сергея Семеновича бонус исключительно среди чиновников. Студенческую аудиторию его бюрократическая речь вряд ли порадует, как научную и техническую интеллигенцию — а в Москве ее процент гораздо больше, чем где бы то ни было в России. Так называемый «офисный планктон» на подобные встречи вообще не ходит. Пенсионеры — да, они единороссовский электорат, но только совсем древние. Все же столица не провинция, где после 55 женщины внуков нянчат да от нечего делать с депутатами встречаются. У нас работают и после 60. Люди постарше, пожалуй, поделят свои симпатии между представителем КПРФ, кто бы им ни был, и кандидатом от власти — опять-таки, кого бы эта власть им ни подсунула.

Дальше будет голосование кристально честное. Понемногу наберут все: и у Митволя найдутся сторонники, и у Паука поклонники. Но ясно, что второй тур неизбежен. Рискну предположить (хотя спорить на деньги тут не стану), что Собянин пройдет во второй тур, — «спасибо» нашему народу с его «лучше этот, так как он уже наворовал», «если Кремль против, ему потом работать не дадут, а мы страдай», «нужен управленческий опыт» (будто у Путина он был) и «наверху виднее, кто должен победить»…

А вот с кем Собянину придется во втором туре биться — вопрос спорный. Я считаю, что с коммунистом. Мой коллега Роман Попков, к мнению которого я отношусь с уважением, уверен, что с Навальным. Мой друг — что с Митрохиным. Мой студент — что с Митволем («Он у нас префектом был, а других я не знаю»).

Мои аргументы просты: КПРФ — это бренд, 15—20-процентный электорат коммунистов никуда не денется, даже если они выставят простого прохожего. Конкретно по Москве и по Мельникову — он наберет и больше. За него проголосуют и часть студентов, и (а мы по-прежнему предполагаем честную кампанию) все те, кого Иван Иванович убедит в своем профессионализме. А говорит он прекрасно: умно, современно, здраво и спокойно. Но здесь я справедливой быть не могу — как Мельников работает, знаю с 1995 года, у нас куча общих знакомых, ни один из которых не сказал про него дурного слова. Добавим общую альма-матер, и судите сами о моей объективности.

Несмотря на аргументы, которые мне приводит мой коллега Попков в пользу Навального, думаю, что во втором туре окажется если не Мельников, то Митрохин. Фейсбучные активисты забывают, что лидер «Яблока» был депутатом не только Госдумы, но и Мосгордумы. И впахивал там от души. Москвичи его помнят, зная, что он в курсе специфических столичных проблем. Уличными акциями Митрохин не гнушался, в скандалах политических и коррупционных не участвовал, из партии в партию не бегал. Нельзя забывать, что популярность «Яблока» в мегаполисах традиционно высока. Медийная узнаваемость его много больше Навального — в Интернете блогер бы победил, но страна-то смотрит телевизор, куда «яблочника» пускают, а оппозиционера нет. У Митрохина есть и еще один неоспоримый плюс — он родился в Москве, в отличие от Мельникова (хотя он живет в столице почти 46 лет, но родом из Тульской области) и даже Навального, который появился на свет в Подмосковье. Собянин тут полный аутсайдер.

А во втором туре все будет зависеть от личности претендентов. Учитывая социальные особенности столицы, уровень образования и информационной подкованности ее жителей, Собянин бы и тут проиграл. И в конечном счете не важно кому: коммунисту, яблочнику или несистемному оппозиционеру. В любом случае это была бы уже другая жизнь.

Но пока мы живем обычной: с махинациями и фальсификациями властей, симулякром выборов и имитацией избирательной кампании. И в ней подобные сценарии невозможны.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.