А Б В Шрифт

Комиссии ПАСЕ, готовящей доклад о выборах в Госдуму, поступают жалобы о многочисленных нарушениях

Комментирует Дмитрий Аграновский,

адвокат

Чуров на всю Европу

Вслед за ЕСПЧ, уже зарегистрировавшим коллективную жалобу на фальсификации выборов 4 декабря, сведения о нарушениях во время голосования получила и спецкомиссия ПАСЕ. Ее доклад с оценкой думской кампании будет озвучен 23 января в Страсбурге.
Чуров на всю Европу 20 января 2012
Судя по всему, у международных организаций уже есть достаточно данных о нарушениях во время, до и после декабрьских выборов в Государственную думу. Ясно, что они постараются максимально подробно разобраться во всех нюансах прошедшего голосования. При этом российская власть снисходительно и без особой тревоги относится к решениям ПАСЕ, ОБСЕ и ЕСПЧ и тем более к заявлениям. Мы попытались выяснить, почему.

 

Представители спецкомиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы встречались с депутатами всех фракций, прошедших в Госдуму. Но во время разговора с представителями «Единой России» члены ПАСЕ не поднимали вопрос о легитимности состоявшихся в декабре 2011 года выборов в нижнюю палату российского парламента. Как пишет РБК, об этом сообщил по итогам встречи депутат Госдумы от «ЕР» Сергей Железняк. «С их стороны (ПАСЕ) прямого вопроса о легитимности выборов не было. Они также не утверждали, что выборы были нелегитимными, и никаких рекомендаций не давали», — заверил он. Но, по его словам, представители ПАСЕ обратили внимание единороссов на то, что, по их информации, в ряде регионов РФ при проведении выборов в Госдуму был использован административный ресурс.

Владимир Жириновский на встрече с представителями спецкомиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы бурно негодовал, жалуясь зарубежным коллегам на бесчисленные фальсификации результатов декабрьских выборов. Лидер ЛДПР заявил, что «ЦИК полностью работает на Кремль», а его партия «ничего сделать не может».

Главный либерал-демократ подробно рассказал делегатам ПАСЕ, сколько голосов было украдено у жириновцев, правда, закончил на оптимистичной ноте: «Мы, ЛДПР, говорим о фальсификациях уже 20 лет, и мы рады, что наш народ это осознал и вышел на улицу».

Как обычно, Владимир Вольфович не забыл упрекнуть присутствующих европейских депутатов. «Вы говорите о высоких стандартах демократии, но закрываете глаза, когда нужный для вас человек оказывается у власти», — заявил он.

Нельзя сказать, что слова Жириновского справедливы на сто процентов. Тем более что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу группы граждан из Санкт-Петербурга на фальсификации в ходе выборов в Государственную думу еще 18 января.

Однако кое в чем лидер ЛДПР, безусловно, прав. Так, по словам одной из заявительниц, Ольги Андроновой, жалоба в ЕСПЧ была подана еще 8 декабря — через три дня после того, как были написаны запросы в Следственный комитет, городской избирком и прокуратуру. Она объяснила, что в данном случае не требуется проводить судебное следствие, поскольку заявители предоставляют официальные документы в качестве доказательств фальсификаций. Речь идет о несоответствии данных протоколов, выданных на участках, данным, опубликованным на сайте ЦИК. Сейчас в жалобе фигурирует более 130 избирательных участков. Но заявление зарегистрировано лишь через месяц, а когда будет рассматриваться — неизвестно.

Опыт подобных исков, направленных в Страсбург из России, показывает, что решения часто выносятся в пользу обращающихся, но слишком поздно для того, чтобы это повлияло на ситуацию. Типичный пример — история с ликвидацией Республиканской партии России (РПР) в 2007 году решением Верховного суда по иску Федеральной регистрационной службы. Тогда ее лидер Владимир Рыжков, оспаривая это решение, прошел все российские судебные инстанции, после чего обратился в ЕСПЧ в том же 2007 году.

И только 12 апреля 2011 года Страсбургский суд вынес решение — ликвидация РПР была незаконной. Суд установил, что РФ нарушила Европейскую конвенцию о правах человека, имеющую в нашей стране силу закона. Российское правительство попыталось оспорить решение в верхней палате ЕСПЧ 8 июля 2011 года. Но проиграло и здесь — суд не счел необходимым еще раз возвращаться к рассмотрению дела.

И вот решение ЕСПЧ по делу РПР вступило в силу 15 сентября 2011 года, то есть спустя четыре года после подачи иска, когда Владимир Рыжков уже является сопредседателем совсем другой партии.

Похожая ситуация и с коллективным делом, получившим неофициальное название «Компартия и другие против России». В 2005 году КПРФ, партия «Яблоко» и частные лица — Владимир Рыжков, Ирина Хакамада, Сергей Иваненко, Вадим Соловьев, Евгений Киселев, Георгий Сатаров и Дмитрий Муратов — подали иск в Европейский суд по правам человека. Обратиться за помощью в Страсбург они решили после того, как Верховный суд РФ отказался удовлетворить жалобу объединенной оппозиции на многочисленные нарушения в ходе выборов в Госдуму в 2003 году. Истцы требовали признать недействительными результаты голосования по общефедеральному округу, а также отменить протоколы и постановления Центральной избирательной комиссии в части распределения депутатских мандатов.

ЕСПЧ заявление принял. Однако на протяжении долгих семи лет никак не мог приступить к его рассмотрению. И только в октябре 2010 года на имя Гарри Каспарова, представляющего в суде интересы индивидуальных заявителей, поступило уведомление от Страсбургского суда, в котором говорилось, что иск соответствует требованиям, предъявляемым судом, и что работа по нему начнется в 2011 году.

Конечно, сам факт принятия жалоб к рассмотрению и положительные решения по ним должны приниматься во внимание властями Российской Федерации. Однако Кремль прекрасно понимает, что, по сути, они уже не имеют никакого значения — время безнадежно упущено. Возможно, именно поэтому ответственные за выборы чиновники равнодушно реагируют на жалобы в международные инстанции.

Комментирует Дмитрий Аграновский, адвокат:

— Сейчас в Европейский суд по правам человека подаются жалобы по поводу нарушений на выборах декабря прошлого года. В то же время ЕСПЧ еще не вынес решения по аналогичным жалобам семилетней давности. Тем не менее обращаться туда стоит.

В жалобе 2003 года, в работе над которой я тоже принимал участие, речь идет о тех же самых нарушениях, свидетелями которых мы стали полтора месяца назад. С той лишь разницей, что теперь нарушения стали наглее и более масштабными.

Кто-то сомневается в актуальности решения по столь давним делам, но скажу, что оно сегодня будет очень своевременным и поможет нам в оспаривании итогов выборов 2011 года, проводившихся по тем же технологиям. Европейский суд к тому времени, когда до них дойдет очередь, уже разобравшись в нюансах вопроса, будет рассматривать их гораздо быстрее. Предыдущая практика судопроизводства учитывается.

В настоящее время ЕСПЧ принимает меры по ускорению своего судопроизводства. Другое дело — насколько эти меры эффективны. Обращений все же много. Однако других способов как-то прошибить нашу судебную систему, кроме как действовать через Европейский суд, у нас пока нет. Российская же судебная система довольна собой, а, по словам Владимира Путина, у нас в этом плане вообще все хорошо.

Имея на руках решения ЕСПЧ по предыдущим делам, мы добьемся рассмотрения свежих жалоб и будем использовать вердикты Европейского суда в нашей политической жизни. Это будет нам всем подспорьем на следующих выборах.

Хотя возникают сомнения, что они вообще когда-нибудь еще состоятся. Будем на них надеяться и встретим уже во всеоружии.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Gorodovoi
Быком, Немцов и Чирикова первые в очереди с жалобами.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.