А Б В Шрифт

Как отразится на ситуации в Ливии решение Международного суда о выдаче ордера на арест Каддафи

Комментирует Леонид Калашников,

первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам

Полковник-ордероносец

Международный уголовный суд санкционировал арест ливийского полковника Муаммара Каддафи и его сына Сейфа аль-Ислама, а также шефа ливийских спецслужб Абдуллы аль-Сенусси.
Полковник-ордероносец 28 июня 2011
Все они обвиняются в преступлениях против человечности: в многочисленных убийствах и неправомерных арестах. Решение суда было вынесено на фоне новой атаки самолетов НАТО в районе резиденции ливийского лидера. На момент воздушной атаки самого Каддафи в резиденции не было, о жертвах не сообщается.

С того момента, как прокурор Международного уголовного суда Луис Морено-Окампо запросил ордер на арест руководства Ливии, прошло полтора месяца. Прокурор утверждал: собраны прямые доказательства того, что полковник Каддафи лично отдавал приказы о силовом подавлении выступлений оппозиции, его сын руководил набором наемников, а аль-Сенусси принимал участие в атаках на демонстрантов.

По утверждению прокурора, подконтрольные Каддафи войска устраивали погромы, убивали протестующих и покидающих мечети прихожан, обстреливали траурные процессии, сообщает РБК.

Судья Международного уголовного суда Санджи Ммасеноно Монагенг отметила, что выдача ордера на арест «никоим образом не является указанием на виновность этих трех лиц», поскольку меру их ответственности за государственную политику подавления должен определить суд. Выдача ордеров на арест Каддафи, аль-Ислама и аль-Сенуси является «необходимой для приведения их перед лицом правосудия, а также для гарантирования того, что они не будут продолжать саботировать и ставить под угрозу судебное расследование», передает «Газета.Ru».

В свою очередь, официальный Триполи отверг решение трибунала в Гааге. «Мы считаем, что у Международного уголовного суда вообще нет никакой легитимности. Вся его активность сосредоточена только вокруг наших африканских лидеров. Он никогда даже не рассматривал возможность расследования убийств многих мирных жителей в Ираке, Афганистане и Ливии. Ему надо пересмотреть свою структуру и философию», — заявил представитель режима Каддафи Муса Ибрагим.

Эксперты задаются вопросом, как будет реагировать Россия на решение Гаагского трибунала. Напомним, что позиция Москвы в отношении конфликта в Ливии с самого начала не отличалась последовательностью. Сперва РФ воздержалась в ходе голосования в Совете Безопасности ООН по резолюции 1973, которая разрешала проведение в Ливии международной операции, тем самым предоставив союзникам право применять «все необходимые средства» против армии Муаммара Каддафи. А затем, когда союзники во главе с Великобританией, Францией и США начали бомбить ливийские военные объекты и позиции войск, Россия резолюцию осудила, пишет Lenta.Ru.

Причем разногласия произошли даже внутри нашей страны. Глава правительства Владимир Путин назвал операцию Запада «крестовым походом», а президент Дмитрий Медведев заявил, что резолюция ООН отражает понимание Россией происходящего в Ливии, и попросил Путина в будущем от резких комментариев воздержаться.

Кроме того, Медведев направлял спецпредставителя РФ по Африке Михаила Маргелова в Ливию в качестве посредника в переговорах между Триполи и Бенгази. Маргелов провел ряд переговоров с представителями официальных властей, а также с представителями повстанцев и по их итогам заявил, что в процессе урегулирования ливийского конфликта произошел прорыв: противоборствующие стороны больше не высказывают принципиального отказа от возможности начать диалог.

Однако перспективы урегулирования ситуации в Ливии, а также роль России в этом урегулировании нисколько не прояснились.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам Леонид Калашников в интервью «Особой букве» заявил, что после санкции Международного уголовного суда об аресте Каддафи Россия в международном авторитете не выиграла.

«Как только мы начали осуществлять там посреднические функции, которые на себя взвалил Медведев непонятно почему, я сразу сказал: «О чем вы говорите, какие посреднические функции?» Во-первых, переговоры некому проводить, ведь мы даже посла отозвали, который был в хороших отношениях с Каддафи. А во-вторых, что мы можем обещать?» — говорит депутат.

«Решение суда окончательно подводит черту под переговорами Маргелова. Это просто курам на смех. Мы сделали очередной опрометчивый шаг. Первый — когда воздержались в голосовании за резолюцию. А второй — когда взяли на себя посреднические функции», — уверен наш собеседник.

Отвечая на вопрос, как отразится санкция на арест Муаммара Каддафи на ситуации в Ливии, Леонид Калашников напомнил, что если загнать зверька в угол, то он для своей защиты будет использовать все возможности.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.