А Б В Шрифт

Истинные цели операции Запада в Ливии

Евгений Сатановский,

президент Института Ближнего Востока

Обоснование вторжения: есть нефть, но нет ядерного оружия

Военная операция против Ливии приведет к войне арабов против западной цивилизации, считают эксперты. В мире тем временем растет недоумение по поводу действий коалиции: ответа на вопрос о целях операции требует даже конгресс США.
Обоснование вторжения: есть нефть, но нет ядерного оружия 21 марта 2011
Воскресным вечером командование ливийской армии объявило о полном прекращении огня против повстанцев, на чем в свое время настаивало международное сообщество. Но это решение, отвечающее требованию Совбеза ООН, не остановило авиаудары по территории страны. Это дает основание говорить о том, что защита мирного ливийского населения от «кровавого режима Каддафи» — не более чем повод для прямой и явной агрессии против суверенного государства.

 

Недовольство действиями коалиции озвучивают все больше стран. Потребовать от президента Барака Обамы объяснений целесообразности операции намерен даже конгресс США. «Администрация несет ответственность за то, чтобы объяснить американскому народу, конгрессу и военнослужащим, какова наша миссия в Ливии. До того как будут приняты очередные военные решения, администрация США обязана сделать кое-что получше: объяснить, каковы наши цели в Ливии и как они могут быть достигнуты», — говорится в заявлении спикера палаты представителей американского конгресса Джона Бонэра, обнародованном в воскресенье. Добавим, что в понедельник ситуацию в Ливии обсудят главы МИД стран ЕС, собирающиеся на очередную встречу в Брюсселе. Эта же тема станет главной на переговорах главы российского МИДа Сергея Лаврова с руководством Египта и Алжира во время его понедельничного визита в эти государства.

В то, что война коалиции против Ливии продиктована желанием установить в Джамахирии демократический режим и укрепить права человека, не верит, пожалуй, никто.

Для экспертов очевидно, что позиция Франции, Великобритании и США в отношении Ливии определяется исключительно интересами, связанными с нефтью. Поэтому война против Каддафи — сражение в первую очередь за ресурсы. Возможность контролировать ситуацию в мире за счет доступа к источникам энергоресурсов является логичным объяснением и войны в Ираке, и нынешней бомбардировки Ливии.

Решение Совета Безопасности ООН приведет только к дестабилизации обстановки в регионе и в мире и создаст весьма опасную практику. Ситуация с Каддафи дает наглядный урок всем оппозиционерам планеты: выступай против правящего режима, провоцируй его на силовую защиту — и поддержка мирового сообщества тебе гарантирована. Конечно, при условии, что в твоей стране есть чем поживиться.

Резолюция ООН №1973 по Ливии крайне расплывчата и удобна для трактовок. Совбез санкционирует любые действия по защите мирных жителей и населенных ими территорий за исключением ввода оккупационных войск, но не конкретизирует, что означает сам термин «защита мирных жителей». Как справедливо пишет один из российских блогеров, «при желании можно и ядерную бомбардировку считать мерой по защите гражданского населения».

В ответ на резолюцию Совбеза ООН ливийское правительство приняло решение раздать оружие более чем миллиону граждан страны. Это в первую очередь говорит о том, что Каддафи, которого последнее время западные, да и российские СМИ, называют не иначе чем диктатором, не боится собственного народа. В противном случае он никогда бы не рискнул вооружить ливийцев, справедливо опасаясь, что автомат обернется против него самого.

Опыт Ирака и Югославии дает возможность говорить, что шансов выиграть войну с объединенной коалицией западных войск у режима Каддафи практически нет. Однако его пример, безусловно, скажется на разработке ядерных программ и Ираном, и Северной Кореей. Вспомним, ливийский лидер прекратил разработки ядерного оружия, чем, вероятно, и обрек себя на агрессию. Поэтому вряд ли теперь какая-либо из противостоящих Западу стран откажется от подобных программ: судя по всему, только наличие ядерного оружия гарантирует суверенитет страны.

Война против Ливии неминуемо приведет к большим проблемам на территории Европы — к войне не только ливийцев, но и других арабов за свою независимость. Теперь сторонники Каддафи могут топить и захватывать любые суда в Средиземном море, наносить любые удары. И это будет всего лишь адекватным ответом против агрессии, ведь та же Организация Объединенных Наций дает странам законное право на оборону.

Что касается России, то, как отмечает «Коммерсант», тактика, избранная Москвой, позволяет ей извлечь из ситуации вокруг Ливии дивиденды. С одной стороны, ливийский кризис позволил Москве не только не испортить, но и укрепить отношения с Западом. Не препятствуя авиаударам, не наложив вето на решение Совбеза, Российская Федерации, видимо, рассчитывает на благодарность со стороны правительства, которое придет к власти в Ливии после вероятного падения Каддафи.

То, что некоторые мировые игроки — в том числе Китай, Германия и Турция — заняли весьма сдержанную позицию по силовой акции, важно для понимания расстановки сил и дальнейшего развития ситуации. Поведение Германии говорит о серьезных разногласиях внутри ЕС, что чревато проблемами в ходе евроинтеграции.

Нужно помнить, что Ливия не только ключевая для энергоснабжения Европы нефтедобывающая зона с колоссальными запасами сырья, но и стратегическая территория для контроля всего Ближнего Востока. У экспертов вызывает тревогу молчание Ирана, что не обещает миру ничего хорошего.

Арабские страны пока не принимают участие в военной операции. Только Катар намеревается присоединиться к коалиции, которая в арабском общественном мнении воспринимается исключительно как западная. Скорее всего, крушение Джамахирии приведет к усилению противостояния между арабским миром и западной цивилизацией.

Кажется, что власть в России это понимает. Можно предположить, что именно поэтому Москва и не поддержала резолюцию ООН, несмотря на то что тональность официальных российских СМИ почти абсолютно идентична западным. Но если Запад увязнет в этой войне, то Россия выиграет: вырастут не только цены на нефть, но и авторитет нашей страны среди арабских государств.

В ситуации с Ливией, как и в случае с Ираком, возникает еще и проблема международного права. Принципы неприменения силы, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, заложенные в Уставе ООН, не допускают военного вмешательства извне во внутренние конфликты. А военные шаги разрешаются в чрезвычайных ситуациях как крайняя мера с санкции СБ ООН после всех переговорных и иных мирных средств воздействия. Но все ли они в данном случае были исчерпаны — на этот счет немало сомнений. Германия, например, считает, что надо было бы применить еще более жесткие санкции к режиму Кадаффи, заблокировав ему экспорт нефти, отмечает «Независимая газета».

Теперь по логике ливийского сценария можно будет предъявить ультиматумы еще ряду диктатур, например, Бахрейну, Йемену и ряду других государств. Или объявить диктаторскими любые режимы, которые Запад в чем-то не устраивают.

Комментирует Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

В происходящем большую роль играет позиция президента Франции Николя Саркози. По своему характеру этот человек стремится быть первым. Так, несколько лет назад, когда в Ливии по подозрению в заражении детей СПИДом были задержаны болгарские медицинские сестры, Саркози встретился с Каддафи и после освобождения иностранок заявил, что вся заслуга принадлежит ему. Хотя работа была проделана немцами, которые, естественно, возмутились действиями президента Франции.

Из-за своего характера Саркози всегда пытается бежать впереди паровоза. Франция стала первой страной, признавшей ливийскую оппозицию, но сделала это слишком рано. Режим Каддафи не только не пал, но и начал возвращать контроль над страной. Возникла угроза потери Саркози лица.

Его позиции на родине очень зыбки. В то же время очередные президентские выборы во Франции не за горами. Ранее Саркози, опасаясь за свой рейтинг, уволил министра иностранных дел за то, что она потратила совсем немного государственных денег на перелеты членов своей семьи. Теперь же Каддафи открыто говорит о том, что Ливия потратила около 50 миллионов долларов на предвыборную кампанию Николя Саркози, считая его другом страны. На руках у ливийцев очевидные доказательства, которые они готовы предъявить.

В этих условиях французский президент, которого в нерешительности никто обвинить не может, решил уничтожить все доказательства финансирования своей кампании вместе с самим ливийским режимом. Конечно, в свержении Каддафи заинтересованы и другие силы и страны, которые также участвуют в происходящем.

США же здесь не являются очевидным лидером. Пентагон был категорически против участия американских военных в боевых действиях в Ливии. Барак Обама, конечно, не хотел бы остаться в памяти как президент, при котором провалилась стратегия США в Ираке и Афганистане.

У американского президента тоже есть амбиции, и у него тоже скоро президентские выборы. Но в Вашингтоне на опыте предыдущих войн понимают, чем может обернуться очередная сухопутная операция на Ближнем Востоке. А операция такая неминуема, если только Муамара Каддафи не удастся уничтожить каким-то авианалетом или пробивной ракетой.

В случае сухопутной операции нет никаких оснований сомневаться в том, что ливийский лидер применит против коалиции химическое оружие.

С другой же стороны, странно выглядит само желание его свергнуть. Каддафи не подарок. Но это тот случай, когда на смену свергнутого черта может прийти дьявол. Ведь позиции исламистов в стране очень сильны. И в ответ на вмешательство Запад может получить новый рассадник терроризма уже совсем недалеко от своих границ.

Здесь позиция России выглядит очень продуманной. Она осуждает Францию, но не поддерживает Ливию открыто и полностью, предпочитая оставаться в стороне от конфликта. РФ действует так же, как Германия и страны БРИК — сильные экономики мира.

И резкая реакция на встречу российского посла с руководством Ливии говорит как раз о желании нашего МИДа и правительства в целом абстрагироваться от происходящего. Хотите — воюйте.

Дипломат же должен понимать, что он не независимая фигура, что он руководствуется в первую очередь интересами представляемого им государства, а не соседей по улице или городу, в котором он работает.

Комментарии

GeoS
ЗНАЧИТ, после 2020 года ОНИ и К НАМ ПРИДУТ?
SF93
Если наш президент будет себя так вести, то придут и к нам.
SF93
Не стоило бы расшаркиваться перед Западом. Они все равно такого рвения не оценят, а союзников мы можем потерять в лице тех стран, которые противоборствуют западной англо-саксонской политике разделять и властвовать. Правда у каждого своя, да только истина одна: народ Ливии хочет жить, а Западу нужны ресурсы и возможность оттянуть следующий кризис. А преславутый диктаторский режим Каддафи только повод развязать войну. Приходит время и нам «порох сушить».
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.