А Б В Шрифт

Руководящий тандем

Ирина ХАКАМАДА, Виктор ИЛЮХИН, Владимир РЫЖКОВ

ВИНОВНОГО В КРИЗИСЕ НАКАЖУТ — ОН СТАНЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ

Российская экономика на грани краха — об этом известно всем. Кто же несет за это ответственность? У премьер-министра РФ, как всегда есть свое, особое мнение
ВИНОВНОГО В КРИЗИСЕ НАКАЖУТ — ОН СТАНЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ 19 мая 2009

В условиях кризиса вопрос «Что делать?» россиян особо не волнует. Как бы не развивалась ситуация в стране, люди прекрасно понимают, что с экономическими трудностями им придется справляться самим. Поэтому народ не тешит себя неоправданными надеждами на помощь государства, не ждет, когда с неба посыплется небесная манна: просто молча работает, сажает на огородах картошку, закручивает банки с огуцами. В этом, наверное, корень нынешней внутриполитической стабильности, которой так гордится наше государство — россиянам, увлеченно запасающимся продуктами, готовящимся к трудной кризисной зиме, просто не до протестов, митингов и демонстраций.

Однако не пройдет и полугода, как от нынешнего согласия общества и государства не останется следа. С окончанием весенне-полевых и осенне-заготовочных работ у людей повится время для трезвой оценки сложившейся ситуации. Россияне захотят знать: а кто же, собственно, несет ответственность, за то, что страна оказалась в таком ужасающем положении? Кто виноват, что наша экономика, столько лет питаемая нефтедолларами, вдруг в одночасье рухнула?

Отвечать на все эти вопросы государству рано или поздно придется. Вот только пока не понятно кому конкретно. Кто из представителей высшего российского руководства лично возмет на себя смелость признать ошибочность и неэффективность проводимой в последние годы экономической политики? Пока добровольцев что-то не видно.

И это при том, что круг ответственных предельно узок. Более того, все возникшие по поводу кризиса вопросы можно смело адресовать одному единственному человеку — Владимиру Путину. Ну а кому же еще? В течение многих лет нас систематично приучали к идее абсолютного и бескомпромисного единоначалия государственной власти. Средства массовой информации постоянно подчеркивали, что главные, основополагающие решения по всему спектру экономических, политических и социальных проблем принимает исключительно Путин. И никто иной. Министры, губернаторы, мэры, депутаты федеральных и региональных парламентов, чиновники всех мастей и рангов представлялись в образе покорных исполнителей воли «национального лидера», признанного всеми и вся.

С переходом Путина на премьерский пост ситуация особо не изменилась. Благодаря усилиям СМИ в глазах россиян премьер-министр стал ключевой фигурой в структуре политической власти. Поэтому именно он, а не избранный год назад президент Медведев, является, по мнению большинства, истинным главой государства, держащим руку на его пульсе.

Вот и получается, что только Путин может (а, по-хорошему, даже должен) отвечать за нынешнее положение дел в стране. В условиях российского моновластия, другую кандидатуру на эту роль представить сложно.

Разумеется, что ни Путину, ни его ближайшему окружению перспектива стать во всей этой ситуации крайними особо не улыбается. Они все больше привыкли пожинать лавры успеха, нежели слышать в свой адрес критику. Поэтому власти всячески пытаются оградить главу правительства от нападок со стороны «искателей правды», подыскивая «козла отпущения» за пределами Белого дома.

И судя по всему он уже найден. 10 мая, рассуждая о своих политических перспективах в интервью японским СМИ, Владимир Путин заявил: «В зависимости от эффективности нашей работы и я, и президент Дмитрий Анатольевич Медведев будем принимать решения о том, что нам делать в будущем ...Я знаю его очень давно и знаю, что он человек очень порядочный и будет смотреть на свое политическое будущее... исходя из интересов страны, исходя из результатов нашей совместной работы. Поживем — увидим».

Этой короткой фразой глава правительства, по сути, обозначил фигуру, которая и будет нести ответственность за кризис и его последствия. Отчетливо видно, что своей единоличной вины в развале экономики Путин не видит и не признает, перекладывая ее груз на плечи Медведева. Мол, мы, конечно, еще посмотрим как будет развиваться ситуация, но будьте уверены — за все грядущие провалы, трудности и проблемы придется расплачиваться президенту.

Получается какая-то полная несуразица: человек, стоявший во главе страны последние восемь лет и заложивший основы нынешних экономических катаклизмов, в кризисе оказывается не виновным, в отличие от его преемника, только-только взявшего в свои руки бразды государственного правления и еще даже толком не успевшего ничего сделать.

С просьбой прокомментировать данную ситуацию мы обратились к экспертам

Ирина Хакамада, политик

У нас сложился политический дуумвират, государственная власть в лице двух лидеров: премьер-министр и лидер партии большинства в парламенте — Путин, и его преемник — Медведев. Такая полуавторитарная модель с двумя головами. Если посмотреть на эти две головы, получается как на российском гербе: одна голова смотрит на Запад, по большей части рассуждая о стратегических задачах, а вторая обращена на Восток и вовнутрь страны.

И эти две головы будут решать будущее российской политической системы в зависимости от того, как пройдет кризис и как они между собой договорятся. Если Россия плавно выскакивает из кризиса, причем, настолько хорошо, что Путин получает все дивиденды — это будет один сценарий игры в 2012 году. Если экономическая ситуация будет не такой хорошей — появится какой-нибудь другой план.

В любом случае, даже если вдруг все грохнется, то переложить за это вину на Медведева все равно будет невозможно. Потому что СМИ сделали все, чтобы представить Путина единственно ответственным за внутреннюю политику страны.

Но таких попыток я пока не вижу. Медведев упорно отрабатывает стратегическую, более либеральную повестку дня. А Путин решает конкретные задачи и представить, что кто-то другой будет за них отвечать, практически невозможно.

Невозможно в силу даже самого характера премьера. Ему вторая позиция и так не нравится, а тут еще и быть совсем никем и ничем. Ведь он сам создал такую модель, при которой как раз премьер-министр имеет большую власть и большее влияние, в отличие премьер-министра при его президентстве. Поэтому сейчас вот так взять и развернуть лодку в другую сторону будет очень сложно.

А если все вдруг грохнется, они сядут и будут решать, что делать дальше. И там могут быть такие хитроумные модели, что как всегда мы окажемся последними, кто в этом хоть что-нибудь поймет.

Но у меня нет ощущения, что экономическая система грохнется. Напротив, что грядущая волна экономических трудностей будет сильная, но она будет слабее, чем осенняя. Поэтому наш президентско-премьерский тандем, дуумвират продолжит прекрасно разыгрывать свою политическую партию, от раза к разу давая нам — политикам и экспертам — повод для всяких хитроумных комментариев.

Все ждут конфликта между Путиным и Медведевым. Но никаких оснований для него нет. Недовольство, психологическая конкуренция, борьба аппаратов, приближенных людей, институтов — это есть, это понятно, это существует всегда. В то же время оба лидера прекрасно понимают, что систему, которую они вместе создали, может разрушить только сама элита. Поэтому ради собственного сохранения они будут ее удерживать. То есть, как они пришли вместе, так они и будут двигаться дальше.

Виктор Илюхин, депутат Государственной думы

Между Путиным и Медведевым достаточно четко обозначились противоречия. Путин постоянно упрекал Медведева в том, что он пока еще ничего не знает и ничего не умеет. Дескать, президенту не стоит вникать в экономику — там будет главенствовать премьер и никто другой. Это абсолютно так.

Но с другой стороны, стоит сказать, что в последнее время ситуация стала меняться. Неслучайно Медведев совсем недавно на совещании по нанотехнологиям прямо объявил, что правительство ни одной кризисной проблемы, по сути, не решило. О том же самом он говорил и на встрече с думской фракцией КПРФ.

Действительно, Россия все больше и больше перестает быть индустриальной державой. Она становится сырьевым придатком Запада. Кто в этом виноват? Конечно, 10 лет правления Путина бесследно не прошли. И он должен на себя взять эту ответственность. Именно Путин, а не Медведев. Медведев-то правит всего навсего год, хотя и был членом команды нынешнего премьера.

Но попытка главы правительства переложить ответственность за кризис, за слабость экономики на президента действительно видна. С этим я абсолютно согласен. Такая позиция прослеживается и у самого Путина, и в целом у «Единой России».

Ведь Путин еще тоже сравнительно молодой политик. Ему, конечно же, хотелось бы остаться в политике на долгий срок. Но как остаться, если такие провалы везде и повсюду? Поэтому ему приходится искать виновного, крайнего — надо как-то обосновывать, почему Россия оказалась в таком положении.

Однако если кто-то думает, что Медведев вот-вот сдаст свои полномочия, тот сильно ошибается. Я на это говорю — не дождетесь. У Медведева есть своя позиция, свое видение ситуации. Он уже ощутил власть и делиться с ней ни с кем не будет. Уходить сейчас досрочно для Медведева как для политика смерти подобно.

Соперничество в плане того, кто виноват или кто больше виноват будет и дальше. К примеру, то, что сегодня Медведев создает свою комиссию по нанотехнологиям — это упрек Путину, и достаточно ощутимый. То, что он заставил премьера отчитываться перед Государственной Думой — тоже.

Поэтому еще раз подчеркиваю: не надо рассчитывать, что Медведев пойдет на какие-то послабления в споре с Путиным и не только с ним, но и с его «Единой Россией».

Владимир Рыжков, политик и политолог

Все достаточно прозрачно. Путин фактически сказал следующее: между ним и Медведевым есть долгосрочная договоренность и эта мысль подчеркнута словами «я его давно знаю, он порядочный человек». Вторая главная мысль в том, что Медведев не будет сам решать свою судьбу, она будет решаться ими обоими, в сответствии со стратегическими договоренностями. Это сказано практически прямо. И третье — это то, что Медведев решит так, как стране будет нужно. А стране может быть нужно, чтобы Путин обязательно вернулся в Кремль, и может быть, даже раньше положенного срока. Но уже на 6 лет по новой поправке в Конституцию.

О желании разделить с Медведевым ответственность за кризис Путин, скорее всего, думал в последнюю очередь. На сегодняшний день в головах нашего высшего руководства кризис больше не драматизируется. Власти считают, что экономический подъем начнется уже совсем скоро. И все не так страшно, как еще казалось в ноябре—декабре.

Судя по всему, Медведев готов смириться с ролью передаточного звена в цепочке президентских перерождений Путина. Ему ведь недавно задавали вопрос о планах на будущее. Он сказал, что о будущем говорить пока рано и он будет его решать в соответствии с интересами страны. Здесь его слова текстуально почти полностью совпадают с последним высказыванием Путина.

Поэтому я пока не вижу никаких признаков раскола или того, что Медведев идет поперек воли Путина. Наоборот, весь год его президентства — это год вторых ролей.

Некоторое время назад у меня было ощущение, что если кризис и дальше будет набирать обороты, то в их тандеме возможен раскол. Но сейчас я вижу, что оптимизм по поводу перспектив российской экономики у элиты растет. А с ним крепнет и дуумвират президента и премьера.

 

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.