А Б В Шрифт

По делу о «массовых беспорядках» 6 мая задержан Александр Марголин

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Массовка «беспорядков» 6 мая

СКР избрал загадочную стратегию: по делу о «беспорядках» 6 мая задерживаются случайные люди, не входящие ни в какие организации. Непонятны также большие промежутки между арестами и то, что они продолжаются спустя девять месяцев со дня столкновений.
Массовка «беспорядков» 6 мая 20 февраля 2013
«А кто это?» — именно такой была первая реакция общественности на предпоследнее задержание по «болотному делу» — арест Ильи Гущина. Только со временем стали известны некоторые подробности: выяснилось, что Гущин участвовал в деятельности Национально-демократической партии и, хотя не был в первых рядах, все же «ходил на митинги чаще, чем среднестатистический гражданин». Не относились к числу знаменитых активистов и двое узников «болота», арестованных осенью: вятский журналист Леонид Ковязин и физик, член РПР — ПАРНАС Сергей Кривов. О 21-м арестованном Александре Марголине известно, что он участвовал в некоторых крупных демонстрациях, был задержан после знаменитого митинга на Чистых прудах 5 декабря 2011-го и сидел в спецприемнике с Ильей Яшиным. До декабря позапрошлого года он, судя по всему, был вполне аполитичным гражданином.

 

Александру Марголину 41 год. 6 мая 2012 года он был задержан полицией, но затем отпущен из ОВД. Его также задерживали после митинга «Против фальсификации выборов» на Чистых прудах 5 декабря 2011 года, тогда он был осужден на 10 суток административного ареста. Известный карикатурист Алексей Меринов рассказал PublicPost о новом узнике «болотного дела»: «Про Сашу никто ничего не знает, потому что он никакой не гражданский активист. Он был далек от политики до декабря 2011 года, когда эти выборы в кавычках прошли. Он вышел на улицу протестовать. По незнанию он пошел без телефона, там его и повязали. Дали 15 суток, он сидел с Яшиным в одном изоляторе. Он никакой не активист, не записной оппозиционер, он издатель, работал в глянцевых журналах. Он замдиректора по экономике издательского дома «Медиа-арт»… Я не верю, что он что-то делал там на Болотной, — у меня впечатление, что сейчас всех задерживают, кого можно, кто как-то попал в поле зрения полиции в тот день. Он тишайший человек, семейный, очень любит жену, у него двое дочерей, насколько я помню. Я в шоке, я не могу поверить в то, что происходит».

Следственный комитет в деле о «беспорядках» 6 мая придерживается странной стратегии. Когда прошли обыски у Алексея Навального и Ксении Собчак с Ильей Яшиным, многие думали, что вождям оппозиции оставаться на свободе недолго. Однако волна арестов, поднявшаяся после памятных событий на Болотной площади, лидеров практически не задела.

Самые суровые меры были предприняты против руководства «Левого фронта»: за решетку попали Леонид Развозжаев и Константин Лебедев, которому недавно сменили меру пресечения на более мягкий домашний арест, а 9 февраля и Сергей Удальцов был помещен под домашний арест. Но тут стоит вспомнить, что против левофронтовцев возбуждено еще более тяжеловесное дело: на основании материалов фильма «Анатомия протеста — 2» их подозревают в попытке развязать террористическую войну на грузинские деньги. И суровые меры, предпринятые властями против них, объяснимы хотя бы с формальной точки зрения.

Однако большинство организаторов и вдохновителей демонстрации 6 мая 2012 года остаются на свободе, и у следователей пока нет к ним серьезных претензий.

Зато с конца мая одного за другим арестовывают рядовых участников так называемых беспорядков. Первыми были более-менее заметные активисты несистемной оппозиции. И анархистка Александра Духанина, открывшая счет обвиняемым по «болотному делу», и известные в леволиберальных кругах Мария Баронова (находится под подпиской о невыезде), и Анастасия Рыбаченко (эмигрировала), и Владимир Акименков из «Левого фронта» изрядно намозолили глаза российским правоохранителям. Акименков, кстати, ранее был осужден по статье 282 УК РФ за распространение листовок «Убей в себе раба!».

Еще один обвиняемый по «болотному делу» Рихард Соболев ранее привлекался по делу ультраправой группировки «Белых волков» и, хотя и был оправдан, попал в вечные черные списки. Кстати, Соболев, равно как и Александр Каменский с Олегом Архипенковым, был задержан даже не на Болотной площади, а на Театральной, где примерно в то же время националисты и примкнувшие к ним радикалы решили провести свой, несанкционированный митинг. Всех трех, продержав некоторое время в СИЗО, в итоге выпустили под подписку о невыезде, при этом абсурдным образом не сняли с них обвинения в «массовых беспорядках».

Национал-демократ Ярослав Белоусов, леваки Николай Кавказский и Степан Зимин не могут похвастаться такой раскрученностью, как Анастасия Рыбаченко, но они тоже известны и «профессиональным несогласным», и сотрудникам Центра «Э».

Обвиняемые по «болотному делу» принадлежат к разным общественным течениям, подчас враждебным друг другу, и вряд ли они могли заключить между собой пресловутый преступный сговор. Объединяет их разве что невысокое положение в оппозиционной иерархии: среди них имеются известные активисты, но лидеров, даже «моральных авторитетов» нет.

Кроме того, как отмечено в начале статьи, в последнее время Следственный комитет все чаще задерживает людей, имеющих к оппозиции весьма опосредованное отношение, — либо почти формальных активистов, либо граждан, не входящих ни в какие политические объединения. Их аресты, если смотреть на дело с максимальным цинизмом, не несут никакой оперативной ценности: они не знакомы ни с кем из активистов и уж тем более не посвящены в планы вождей.

Обращают на себя внимание и большие промежутки между арестами, и то, что они продолжаются по прошествии более чем девяти месяцев со дня так называемых беспорядков.

Илья Пономарев, депутат парламентской фракции «Справедливая Россия», в беседе с корреспондентом «Особой буквы» еще раз высказал мысль, что аресты рядовых участников демонстрации и составляют «суть отбора».

«Я с самого начала говорил, что идея СКР — любой может быть взят под стражу, независимо от того, имеет ли отношение к оппозиционному движению. Задача следователей — добиться того, чтобы люди не ходили на протестные акции. Ведь кто-то рассуждает так: я маленький человек, это Удальцова, Навального могут взять, а не меня. Это абсолютно осознанная, продуманная, осмысленная стратегия — брать людей, не относящихся ни к чему», — считает эсер.

Кроме того, предполагает Пономарев, на рядовых активистов, на далеких от политики граждан, которые оказались 6 мая на Болотной и попали в поле зрения правоохранителей, следователи рассчитывают как на слабое звено.

Надежда Митюшкина, член московского политсовета движения «Солидарность», допускает, что следователи могут действовать «методом тыка»:

«Просматривают видео, сравнивают с имеющимися материалами по задержанным. Известно, что на Болотной Марголина не задерживали, — значит, стали смотреть списки задержаний (на оппозиционных демонстрациях. — Ред.) за год. Если что-то пересекается — человека выхватывают. Может быть, решили, что, раз этот человек, Марголин, сидел с Яшиным — он даст против него показания».

Кроме того, рассуждает Митюшкина, чем дальше, тем более понятно, что дело о «беспорядках» высосано из пальца, а ответственность за давку и последовавшее столкновение несет полицейское руководство:

«Почему полиция не сделала ничего, чтобы предотвратить толкучку? Их оправдывают, что они сузили проход, так как в заявке было пять тысяч. Но это ни в какие ворота не лезет. Осознав, что на «Октябрьской» собирается на порядок больше людей, они должны были расширить проход, поставить дополнительные рамки, а потом уж штрафовать заявителей за превышение численности».

Поэтому продолжаются действия, имитирующие следствие по делу, где организаторами беспорядков выступают оппозиционеры, — чтобы отвлечь внимание от истинных виновников в погонах, считает наша собеседница. При этом власти опасаются преследовать известных людей, «чтобы не было шума».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

salamandra
Режим напуган и всеми способами пытается в народе посеять страх. Хватают без разбора и только по результатам видеосъёмки «топтунов». ИМ страшна даже мысль что в стране существует ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Что ДУМАЮЩИМ и беспокоющимся о судьбе России не всё равно что происходит. Вот по этому предвосхищая события запускают карательную состовляющую режима. Президент на все эти безобразия просто закрывает глаза. Вот и весь результат, от сюда и вывод. У власть-предержащих одна цель — МАМОНА, обогащение. Не ведомо им что кара БОЖЬЯ не избежна как бы они не изгалялись, не имитировали дела благие. Не верим. Божественные сущности так себя не ведут.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.