А Б В Шрифт

России нужны свои частные военные компании для работы внутри страны и на внешнем рынке

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Оборонно-коммерческий комплекс

Министерство обороны РФ намерено привлечь для работ по разминированию территории Чеченской Республики частные компании. Эта инициатива заставляет задуматься о необходимости развития частных военных компаний в нашей стране.
Оборонно-коммерческий комплекс 3 сентября 2012
Тот факт, что у российской армии не хватает сил и средств для разминирования небольшого, в общем-то, клочка земли и военное командование обращается за помощью к частникам, вызывает недоумение. Из недоумения вырастает и вполне закономерный вопрос: почему отечественные вооруженные силы оказались неспособны к выполнению своего прямого предназначения и зачем они в таком случае нужны? И не пора ли частным военным компаниям прийти на помощь дряхлеющей армии?

 

За последние четыре года инженерно-саперные подразделения российской армии обследовали только 12 процентов территории Чечни. Остальные 88 процентов еще не проверены саперами надлежащим образом. Ими и займутся частные компании. Министерство обороны уже запросило у Министерства финансов 1,5 млрд рублей для оплаты их работы.

О кризисе наших вооруженных сил можно говорить долго. Однако последняя инициатива Минобороны дает повод подумать и о другой проблеме — необходимости прихода бизнеса в военную сферу. Привлечение частных военных компаний к выполнению вспомогательных операций — широко распространенная мировая практика. Армия США, которую нельзя назвать слабой и небоеспособной, активно сотрудничает с private military companies.

Частные военные компании (ЧВК) в том или ином виде существовали с незапамятных времен. Можно вспомнить «Анабасис» Ксенофонта, бродячих рыцарей и, позднее, ландскнехтов средневековой Европы, испанских конкистадоров и русских землепроходцев: поход Ермака против Сибирского ханства — классическая операция наемников по заказу корпорации.

Современная эра ЧВК началась во второй половине XX века. По окончании Второй мировой войны ведущие державы официально стали невероятно миролюбивыми, чему способствовало наличие стратегического ядерного оружия у основных геополитических соперников — СССР и США. Их противостояние сместилось в «третий мир». С 1945 года на планете стали редкостью официально объявленные войны, зато было множество конфликтов, мятежей, национально-освободительных восстаний, миротворческих и контртеррористических операций. В них с разных сторон участвовали бойцы частных армий.

С подачи советской пропаганды, в том числе художественной, в массовом сознании нашего народа укрепился крайне негативный образ наемника. Это, как правило, беглый военный преступник (в ранних вариантах — беглый нацист), насильник и мародер, готовый на любую подлость ради обогащения или спасения своей шкуры. Этот предрассудок возник не на пустом месте — на работу в ЧВК нередко берут людей, имевших «трудности» с законами. И в обращении с пленными и гражданским населением наемники зачастую не стесняют себя гуманизмом. С другой стороны, кровожадные маньяки и уголовные гоблины — плохие солдаты. А от бойцов частных военных компаний требуется выполнять свою работу как минимум не хуже, чем военнослужащие подразделений регулярной армии.

ЧВК нанимали руководители новообразованных государств и лидеры мятежников — как для работы инструкторами, так и для боевых операций, потому что по совокупности боевых качеств они превосходили африканских, латиноамериканских и азиатских аборигенов. Об этом свидетельствует биография «короля наемников» Боба Денара и фильм Гуальтиеро Джакопетти и Франко Проспери «Прощай, Африка». Частные армии приглашали или создавали международные корпорации, которым нужно было защищать свои бизнес-активы в жарких странах. Правительства мировых держав тоже не гнушались привлекать «солдат удачи» для различных работ. Есть мнение, что уже упоминавшийся Боб Денар некоторые свои операции согласовывал с правительствами Франции и Бельгии.

Однако работа сотрудников ЧВК — не только брутальные зачистки и лихие дворцовые перевороты, но и более рутинные мероприятия: охрана объектов, конвоирование грузов, патрулирование, саперные работы. В этом качестве частники находят себе применение в бывшей Югославии, Афганистане и Ираке. Они составляют весомую долю в общей численности личного состава военных контингентов и играют важную роль. «Солдаты коалиционных войск сидели внутри объектов и не высовывались, — рассказывает порталу «Перуница» бывший сотрудник британской ЧВК, служивший в Ираке в первой половине 2000-х. — Конвои, охрана периметров и прочее — все это висело на нас».

Командование сил НАТО обращалось к услугам ЧВК по ряду причин. По уровню подготовки частники не уступают армейским подразделениям. Зато их потери не попадают в официальную армейскую статистику и не дают лишнего повода для шумихи в прессе. К преимуществам ЧВК относится упрощенное и более гибкое оперативное управление без лишней бюрократии.

Как таковое наемничество считается в России уголовно наказуемым деянием. Однако в последние годы в России начали создаваться частные военные компании — этот факт не афишируется, но и тайны из этого тоже никто не делает. От ставших привычными частных охранных предприятий их отличают несравненно более высокий уровень подготовки и экипировки, а также круг выполняемых задач.

Вот, например, неполный перечень «работ», предоставляемых российской ЧВК «РСБ-Групп»: охрана мест дислокации сотрудников российских компаний за рубежом, охрана производственных объектов, сопровождение грузов, «конкурентная разведка», поиск и уничтожение мин и боеприпасов, радиохимическая разведка местности, защита торговых судов от нападений пиратов.

Военный эксперт Александр Храмчихин убежден: нужно развивать отечественный военный бизнес.

«Полностью приватизировать военную сферу недопустимо, — отмечает он. — США уже оказались в такой ситуации, что без ЧВК невозможно воевать. Нужно ли доводить до такого — не уверен, но совсем обходиться без ЧВК неправильно».

По мнению нашего собеседника, Россия недопустимо слабо представлена на мировом рынке военных услуг. А между тем у нас достаточно молодых и полных сил ветеранов боевых действий, а уровень подготовки бойцов российских спецподразделений не уступает мировым стандартам.

При этом, если обратиться к опыту западных стран, государству вполне по силам контролировать частные военные компании и не допустить с их стороны действий, противоречащих национальным интересам.

«У нас много говорят о профессиональной армии. Но профессиональная армия, говоря о контрактной армии, — это миф, это люмпенская армия. А вот в ЧВК идут профессионалы, которые могут работать и внутри страны, и на международном рынке», — считает Храмчихин.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Роман Попков, Мария Пономарева

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.