А Б В Шрифт

Пора менять протестную тактику — одними митингами страну не изменить

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Нужно что-то конкретное, а не просто «Долой Путина!»

Митингов 8—9 марта, похоже, не будет. Что будет 10-го, пока не ясно. Но важнее другое: что в принципе будет дальше в плане общественной активности? Продолжать в том же духе уже невозможно. Пора сменить пластинку. На какую-то другую. Но на какую?
Нужно что-то конкретное, а не просто «Долой Путина!» 6 марта 2012
5 марта показало, что идти на открытую конфронтацию граждане не готовы. Они не готовы к «майдану». Они не готовы идти на площади, если это не согласовано с властями. И сколько бы ни было бравых голосов в интернет-голосованиях, где смельчаков набиралось под 90 процентов, между нажиманием кнопки и реальной готовностью стоять до победного огромная разница. Так что иной альтернативы, кроме подчеркнуто мирных действий, я не вижу.

 

И я считаю, что к следующим выборам наблюдательское движение должно стать всероссийским. Что вместе с «Лигой избирателей» должна появиться «Лига наблюдателей». И собираться эти люди должны не раз в сколько-то лет в дни голосования, а стать в принципе силой общественного контроля. Разве нам надо контролировать только подсчет голосов? Нам надо следить за жульничеством и воровством, за коррупционерами, за судами, за соблюдением гражданских прав.

Оппозиции и поддерживающей ее общественности пора что-то менять в тактике протеста. У меня это ощущение появилось не вчера. Уже перед вторым декабрьским митингом. Митинги и шествия по расписанию, два раза в месяц, под одинаковыми лозунгами, без практической цели вскоре просто потеряют смысл. Пока запала выходить на них еще хватает. Но после вечера 5 марта может уже и не хватить.

Требовать аннулировать выборы в Думу? Мягко говоря, поздно. Требовать пересмотра выборов президента? Да, фальсификации были. Их было, видимо, много. Но даже в Москве, где Путину и жуликам дают самый сильный отпор, где наблюдателей было больше, чем членов избиркомов, он все равно получил больше 40 процентов. Это означает, что практически по стране Владимир Владимирович все равно победил.

Его победу уже признает заграница, а стало быть, и на ее поддержку рассчитывать глупо. Впрочем, я лично всегда был против таких надежд — хотя бы потому, что свою судьбу мы должны решать сами. Никакая Америка не спасет нас от нас же самих. Разве что в моральном плане эта помощь кого-то могла подбодрить.

Так или иначе, необходимо принять факт того, что большинство населения поддерживает Путина. Если кто-то полагал, что это не так и что вся проблема в том, что неправильно считают голоса, — то это было заблуждением. Поэтому митинги можно проводить и дальше, но общественная активность не может ограничиваться ими. А план действий должен быть гораздо шире.

Однако прежде чем сказать несколько слов об этом плане, еще две строки про уличные акции. 5 марта показало, что идти на открытую конфронтацию граждане не готовы. Они не готовы к «майдану». Они не готовы идти на площади, если это не согласовано с властями. И сколько бы ни было бравых голосов в интернет-голосованиях, где смельчаков набиралось под 90 процентов, между нажиманием кнопки и реальной готовностью стоять до победного огромная разница. Так что иной альтернативы, кроме подчеркнуто мирных действий, я не вижу.

А вот что касается плана действий, то я считаю, что успех столичного наблюдения за выборами ни в коем случае пропасть не должен. Это реальный пример эффективности гражданского общества, способного контролировать власть и не позволять ей жульничать.

По своему опыту наблюдателя готов сказать, что люди разных политических взглядов, объединенные конкретной задачей проведения честных выборов на конкретном участке, смогли, во-первых, отлично взаимодействовать между собой, а во-вторых, добиться такого же взаимодействия с комиссией. В результате мы сумели гарантировать, что у нас нарушений нет. Что все, что народ проголосовал, то и получилось в протоколе. Что никаких «волшебств» мы не допустили.

И я считаю, что к следующим выборам наблюдательское движение должно стать всероссийским. Что вместе с «Лигой избирателей» должна появиться «Лига наблюдателей». И собираться эти люди должны не раз в сколько-то лет в дни голосования, а стать в принципе силой общественного контроля.

Разве нам надо контролировать только подсчет голосов? Нам надо следить за жульничеством и воровством, за коррупционерами, за судами, за соблюдением гражданских прав. У нас в группе наблюдателей были прекрасно подкованные юридически люди, и я реально понял, насколько важна правовая грамотность. Мы прав своих не знаем! Мы законов не знаем! Плохие они или хорошие, но их надо выполнять, а люди просто не подозревают о том, что им позволяет закон и что он не позволяет делать жуликам.

Эти же Избиратели и Наблюдатели (с большой буквы) должны заниматься просвещением масс. Потому что многие голосовали за Путина по глупости, по невежеству, от безразличия, от того, что не понимали, что если ему «нет альтернативы», то голосовать надо именно за «безальтернативного».

Заметьте, что более 40 процентов граждан вообще не пришли на выборы. Им безразлична судьба страны? Или они просто не видят света в конце тоннеля? Надо разбудить этих людей! Ведь еще три месяца назад мы думали, что и «несогласных» в стране три с половиной человека, а на улицы больше двухсот за раз не выйдут. А вышли десятки тысяч.

А еще надо продолжать отвоевывать сантиметр за сантиметром политическое пространство. Добиваться регистрации партий, готовить платформу для объединения. Ведь до сих пор у движения протеста нету ни четкого лидера, ни конкретной общей программы.

Вот все это надо делать, а митинги и шествия — это должны быть как отчетные собрания о проделанной работе. Их нельзя прекращать, но они должны быть уже совершенно конкретными, а не просто «Долой Путина!». Конкретными и мирными!

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов

Комментарии

  • 6 марта 2012, 19:01
Борьба с властью, тем более столь коррумпированной и жестокой, априори не может быть легкой и веселой. Это только кажется, что российскую власть возможно заставить добровольно потерять «кормушку». Никакие митинги не способны обеспечить сменяемость российской власти. Так называемое мирное давление на власть эффективно лишь при условии соблюдения властью действующих законов. Если же законы применяются избирательно, что характерно для нынешнего режима, то никакие мирные акции (митинги) не отрешат коррупционеров от власти. В то же время агрессивные действия (массовые беспорядки) недопустимы, поскольку спровоцируют эскалацию насилия, что приведет к «законной» победе коррупционеров, поскольку в силу известных причин они сильнее. Выход заключается в необходимости «раскачивания» режима до состояния стагнации. Для этого должен применяться системный подход, заключающийся в сочетании различных политико-правовых и общественных мероприятий, направленных на дискредитацию и профанацию институтов, препятствующих законной смене власти. Так, многими политиками обоснованно указано на беззаконие судебной власти как основополагающий фактор нелегитимности власти. Действительно, судебная власть откровенно прислуживает режиму с тем, чтобы обеспечить его несменяемость, и тем самым гарантирует безответственность за совершенные преступления. Из этого следует, что преступления, совершаемые судьями, не должны оставаться без соответствующей уголовно-правовой оценки. Если российские государственные органы уклоняются от исполнения своих позитивных обязательств в сфере борьбы с преступностью судей, эту проблему необходимо профессионально и доказательно выводить за пределы коррупционного государства на обозрение (рассмотрение) европейского правосудия. Это должны быть не единичные случаи, а масовые обращения, соответствующие внутренним российским реалиям. Это — одно из многих направлений, которое в состоянии и должно изобличать преступность российского правосудия, которое дискредитирует себя само, но этот факт должен быть недвусмысленно доказан с тем, чтобы убедительно показать широкой общественности правовую нелегитимность судебной власти, на каждом шагу преступающей законы. Разумеется, данная работа требует высокой квалификации; стихийно она уже идет. Задача заключается в том, чтобы придать этой работе осмысленный и целенаправленный характер, который позволит достоверно и юридически грамотно обосновать законные претензии многих тысяч граждан к продажному российскому правосудию. Коррумпированный режим может опираться только на продажное правосудие. Когда это станет аксиомой широких слоев населения, страдающего от ненадлежащего «правосудия», вопрос о смене нынешней власти станет более актуальным, а следовательно, реальным. Разумеется, это только одна из многих составляющих, которая неизбежно приведет путинский режим к краху.
  • 8 марта 2012, 06:41
<strong><a href=«http://www.paydollar.com.cn/»>3d secure</a></strong><br>
<strong><a href=«http://www.paydollar.com.cn/»>
Прохожий
А может, в конце концов, так и надо? Конечно, не приятно осознавать, что ты пища, а не охотник. Ну так уж устроена природа! Ну раз воры в законе, и жизнь не остановилась, может так, по большому счету, правильно? Раз они гробят систему образования, значит не очень то она и нужна. Что такого страшного случится, если тотально понизится уровень образования и здравоохранения? Что, людей станет больше умирать? Что, на самом деле страна перестанет выпускать что-либо самостоятельно? Без притока образованных специалистов все больше и больше будет брака во все менее технологичных производствах? Спутники начнут падать,самолеты, заводы и плотины разваливаться? Вооружение и военные деградировать? (там ведь те же люди, не из космоса). Что, страна в конце концов развалится или ядерная война начнется? Ничего же такого реально не происходит! .... или происходит?
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.