А Б В Шрифт

Медведев сам породил миф о безвольном президенте, от которого ничего не зависит

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей», специально для «Особой буквы»

Вместо скипетра и державы — айфон и воланчик

Когда нам рассказывают о «темных силах», «раскачивающих лодку», мне всегда хочется спросить: а кто в этом виноват? Никому, кроме представителей власти, не под силу устроить такую качку, которая смогла бы опрокинуть всю государственную махину.
Вместо скипетра и державы — айфон и воланчик 2 декабря 2011
За годы своего президентства Дмитрий Медведев умудрился вызвать ненависть и у консерваторов, расшатав властную вертикаль, и у либералов, поскольку сам остался верен вертикали. Глава государства, не совершив, по сути, ни одного предосудительного поступка (если не считать игру в бадминтон), смог настолько дискредитировать власть, что чиновники всех уровней сейчас испытывают проблемы и с уважением, и со священным трепетом по отношению к ней.

 

Полумеры нас губят. Полумеры — это как «немножко беременна». Совсем недавно было гораздо проще. Демократии у нас не было, а «суверенная демократия» была. Всем все было понятно. Кто-то улыбался, кто-то возмущался, но здесь было все прозрачно. Теперь обывателю разобраться в происходящем практически невозможно. Как бы у нас есть (был) президент, который говорил как бы правильные вещи и делал все наоборот. А что остается нам? Широко улыбнуться, сходить на как бы выборы, сделать как бы выбор и как бы жить дальше...

На днях перебирал свои записи за прошлые годы и наткнулся на одну заметку про президента Медведева. Помнится, в марте 2009 года он начал обсуждать комментарии читателей его видеоблога — иными словами, полез в Интернет сражаться с «хомячками». У меня такое поведение главы государства вызвало определенные вопросы, поскольку для нашего общества, где сакральность власти практически не подвергалась сомнению, вступать в диалог с интернет-аудиторией было весьма рискованно. Тогда я предполагал, что Медведев знает, что делает, сейчас есть уверенность в обратном. Возможно, думающих граждан хотели таким образом «зажечь», но получилось так, что граждане «загасили» власть... И чем дальше, тем менее метафоричным становится это наблюдение.

А всего-то прошло два с половиной года! 15 марта 2009-го Дмитрий Медведев вступил в диалог с обществом во Всемирной паутине. Напомню фрагмент его комментария: «Уважаемые друзья! Понимаю, что вы за более частое и предметное общение. Но пообещать могу одно: общаться будем обязательно. А сроки, периодичность пока не готов определить. И спасибо за понимание, за критику и поддержку. Знаете, что я заметил, читая комментарии? Многих из вас объединяет стремление проблемы превращать в задачи, искать их решение. Это очень важно. Особенно — сегодня».

Казалось бы, запись малозначительная и можно было ее совсем не заметить, но состоялось событие — первое, в череде многих. Это потом были статья «Россия, вперед!», предложение обсуждать законы в Интернете, «Твиттер», «ЖЖ», «ВКонтакте» и тому подобное. По сути, Медведев вышел не просто на виртуальную площадь, где люди собираются и что-то обсуждают, — он оказался на виртуальной кухне граждан РФ, где не стесняются в выражениях и по традиции чаще «мочат» власть, чем пытаются понять происходящее. Желание стать своим в этой агрессивной среде не сделало государство ближе к людям, если, конечно, не рассматривать в качестве близости расстояние, равное броску несвежим овощем.

За эти два с половиной года Дмитрий Медведев умудрился вызвать ненависть и у консерваторов, расшатав властную вертикаль, и у либералов, поскольку сам остался верен вертикали. Действующий президент России, не совершив ни одного (!) предосудительного поступка (если не считать игру в бадминтон), смог настолько дискредитировать институт власти в глазах людей, что чиновники всех уровней сейчас испытывают проблемы и с уважением, и со священным трепетом по отношению к нему.

События последних недель стали лишь иллюстрацией произошедшего переформатирования сознания граждан. Свист якобы в адрес Путина в «Олимпийском», «ладушки» с Медведевым в Карелии нельзя назвать крупными политическими происшествиями, но дьявол всегда в деталях. Про «свист» писано уже много, поэтому не буду акцентировать внимание на этом, но «ладушки» при ближайшем рассмотрении не менее красноречивы.

Когда будете еще раз просматривать это видео, обратите внимание на педагога, который предлагает главе государства пуститься в пляс... Так бесцеремонно ставят на табурет детей под елкой с требованием немедленно рассказать стишок. Медведев не Раневская и «пионеров» в ж…у послать не смог, но и с ним тоже считаться никто не стал. Никому уже не интересно, что можно, а что нельзя по отношению к представителям власти. Протокол, книксены, церемониалы... Все это куда-то ушло и вернуться даже не обещало. Испарилось вместе с уважением и тем самым священным трепетом.

О том, насколько это хорошо или плохо, можно спорить. С одной стороны, это повышает значимость и самосознание граждан, а с другой — нивелирует значение институтов государственного управления со всеми законами, кодексами и правилами событийствования. И когда нам в очередной раз рассказывают о «темных силах», «раскачивающих лодку», мне всегда хочется задать один вопрос: а кто в этом виноват? Никому, кроме представителей самой власти, не под силу устроить такую качку, которая смогла бы опрокинуть всю государственную махину.

Последние годы мы все стали свидетелями странного явления. Демонстративно нам рассказывали о желании вовлечь граждан в политические и иные процессы государственного управления — и одновременно гасили все инициативы. Президент делал понимающее лицо, вступал в диалог с обществом, внимательно выслушивал и… принимал решения, зачастую противоречащие ожиданиям общества. Сначала это вызывало непонимание, а потом стало провоцировать смех. Ну, странно это, когда кто-то критикует определенную партию, а потом становится во главе ее списка; непонятно нам, как можно играть в виртуальную демократию и не замечать суровой реальности.

В итоге Медведев сам породил миф о безвольном президенте РФ, от которого ничего не зависит и с мнением которого никто не считается. Это сначала над первым лицом государства подшучивали его противники — в конце срока над ним стали посмеиваться даже его сторонники. Диалог с Федором Бондарчуком от 15 октября я пересказывать уже не буду...

История подсказывает, что зачастую самые глобальные преобразования начинались с несерьезных вещей. Достаточно вспомнить потешные полки Петра I, которые стали фундаментом новой русской армии. Но вот потешная демократия Медведева пока так и осталась лишь «потешной демократией». Даже если завтра кто-то из представителей власти выйдет и скажет: «Наигрались! Теперь будет все серьезно! Все на выборы!» — ну кто поверит? А?..

 

Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов

Комментарии

сельцо, Вадим крепостной
Нормальный русский президент.
Как и русский автомобиль или мобилка.
Для потехи.
Zoome
Ага, тут тоже так же http://fastdabug.blog.com
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.