А Б В Шрифт

Российских полицейских заставят изучить юриспруденцию

Комментирует Владимир Жеребенков,

адвокат

Аз, буки, правоведи

Рашид Нургалиев объявил о начале кампании по борьбе с юридической безграмотностью сотрудников МВД. Но здравая идея главного полицейского вряд ли воплотится в жизнь — пока учиться правоохранителям некогда и негде.
Аз, буки, правоведи 16 сентября 2011
Министр внутренних дел обратил внимание на то, что многие офицеры имеют среднее техническое, среднее специальное, высшее гражданское, но не юридическое образование. Обеспокоенный незнанием законов работниками полиции, о котором давным-давно известно всем, кто хоть раз сталкивался с ними, Нургалиев уже дал указание создать специальные курсы по повышению правовой квалификации. Инициатива сама по себе неплохая и полезная, однако на общий уровень юридической грамотности российских полицейских она вряд ли повлияет — большая часть из них формально имеет соответствующий диплом, но знание права никак не влияет на их практическую работу.

 

По мнению Рашида Нургалиева, юридическая безграмотность «приводит к изъянам и негативным проявлениям в работе сотрудников полиции». «Будем учиться. И больше в органы внутренних дел без юридического образования принимать не будем», — заявил министр. Ранее он уже говорил, что зачастую в дежурных частях работают те, кто не состоял в охране общественного порядка, в уголовном розыске или «кто досиживает до пенсии». Глава МВД предложил таким полицейским найти себя на гражданской службе, объяснив, что они могут стоять «на двери у большого супермаркета». Непонятно, что же он об этом молчал во время переаттестации правоохранителей.

Курсы повышения юридической грамотности сотрудникам полиции, безусловно, нужны. Причем не имеет значения, есть ли у них профильный диплом, — то, что российские правоохранители плохо знают действующее законодательство, давно уже стало аксиомой. Да что уж говорить о нормах права, если любой из тех, кому хоть раз довелось подписывать протокол о правонарушениях, может сказать, что русский язык для служащих МВД — тайна за семью печатями.

Кстати, и самому Рашиду Нургалиеву не мешало бы заняться образованием. 11 декабря 2010 года, комментируя беспорядки на Манежной площади, он заявил, что к акции «присоединилась и леворадикальная молодежь, и они, по сути дела, подстрекали к массовому противостоянию, в том числе столкновениям». Приписать «подстрекательство» к погромам и избиению людей по этническому признаку «леворадикалам» вместо «правых» в эфире новостного федерального телеканала — не что иное, как элементарная безграмотность.

Вопрос повышения юридической квалификации сотрудников внутренних дел касается в первую очередь организации процесса их обучения. Предложенные Нургалиевым курсы в этой ситуации не выход из положения.

Во-первых, юридические вузы есть далеко не в каждом городе, соответственно, возникает проблема с преподавателями. Если учеба будет проходить по формальному признаку и читать лекции там будут сами полицейские — лишь бы выполнить распоряжение, — благая инициатива обернется еще одной тратой средств, выделенных на реформу МВД. И наоборот: если правоохранителей будут отправлять учиться в хорошие вузы, опять-таки возникнет проблема финансирования преподавательского состава, покрытия командировочных расходов полицейских, выделения общежитий и так далее.

Есть и еще один нюанс: за сверхурочную работу сотрудникам органов обязаны платить дополнительные деньги. Вряд ли кто-то из них будет доволен, если эти надбавки у них отберут, пусть даже и на время учебы. А значит, им легче купить «корочки» об окончании курсов.

Но самое интересное даже не это. 1 августа в МВД завершилась переаттестация личного состава. Многие милиционеры ее не прошли. По каким причинам, неизвестно. Но точно не за незнание российского законодательства. Ведь обнаружились же среди новоявленных полицейских юридически безграмотные.

На самом деле есть только один способ обеспечить страну грамотными сотрудниками Министерства внутренних дел — туда должны идти работать выпускники юридических факультетов, получившие полноценное юридическое образование. И по большому счету для этого требуются лишь две вещи: повышение престижа профессии и нормальное финансовое обеспечение.

Комментирует Владимир Жеребенков, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек», экс-старший следователь Следственного комитета при МВД РФ

Проблема юридической безграмотности сотрудников полиции действительно существует. Причем проведенная реформа, которая имеет и многие другие отрицательные последствия, эту безграмотность еще больше усилила.

Были сокращены молодые сотрудники, недавно окончившие высшие учебные заведения МВД и имеющие юридическое образование. На их места пришли люди, которым нужно досидеть до пенсии два-три года. Отслужив уже по 15—17 лет, такие полицейские имеют среднетехническое или другое, не юридическое, образование.

Возникновения такой проблемы следовало ожидать. Выгонять без пяти минут пенсионеров жалко, вот теперь и будут их обучать.

Но обучать их нужно не только юридическим нормам. Многие сотрудники ведомства не умеют пользоваться электронными системами учета, принятыми сегодня в министерстве. Даже порой печатать на компьютере не могут, не говоря уже о том, чтобы зайти в Интернет и найти там какую-то информацию.

Вот и получается, что наука идет вперед и в систему МВД поступают новые технологии, но люди работать с ними не готовы. Так что с безграмотностью в правоохранительных органах нужно бороться шире, не ограничиваясь лишь введением юридических курсов.

Обучать следует даже полицейских, занимающих самые высокие посты. Начинать нужно в первую очередь с руководства ведомства и управлений — то есть с головы. И постепенно спускаться вниз, до рядового состава.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.